Начну с самого простого — с явки избирателей. 25 мая Delfi написал: "В этом году в выборах в Европарламент приняли участие 36,44 процента избирателей, что на семь процентов меньше, чем пять лет назад”. То есть фактически меньше избирателей пришло на участки только на первых выборах в Европарламент в 2004 году, когда явка составила 26,83 процента.

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что наши избранники представляют в Европе подавляющее меньшинство. Скажем, за двух депутатов Европарламента от Партии реформ, которые набрали больше всего голосов на этих выборах, проголосовало около 8% избирателей. Стало быть, эстонские граждане абсолютно разуверились либо в том, что они могут хоть как-то повлиять на результаты выборов, либо в том, что избранные депутаты могут хоть в чем-то изменить жизнь жителей республики к лучшему. Возникает вопрос — почему?

Наверно, частично на этот вопрос может ответить вот такой характерный пример общения (а общался я со множеством людей).

Мужчина долго ходил вокруг меня кругами, наконец, решился и спросил: "Это вы — Сильбер, баллотирующийся как независимый кандидат в депутаты?"
Я: Да, я Сильбер.
Он: Отличная программа, разделяю ее целиком, но голосовать буду за …(фамилию называть не буду, не в ней дело).
Я: А почему?
Он: … более раскручен, чем вы.
Я: А вы понимаете, что говорите?
Он: Да. А что?
Я: Вы знаете, что предлагает ..?
Он (после паузы): Но ведь он из центристов?
Я: Да. А вы их программу знаете?
Он (как-то неуверенно): Но ведь они за русских и много делают для народа. А вам успехов и удачи!

Теперь несколько слов о возможности независимого кандидата воспользоваться СМИ для того, чтобы донести свою точку зрения до избирателей. Это же главная задача кандидата до выборов. Я должен, просто обязан увидеть отклик избирателей. Я же рядовой гражданин, живу и вижу, что люди разочарованы, аполитичны и голосуют ногами, то есть не ходят на избирательные участки. (Об электронном голосовании — чуть позже). Стало быть, СМИ — мой единственный шанс понять, насколько мои мысли, мои идеи, мои предложения соответствуют народным.

Если в двух словах, то независимых кандидатов наша избирательная система полноценными участниками выборов не считает. Вообще. Судите сами. Лишь один раз у меня была возможность выступить на государственном Радио 4. Пять минут — я и ведущий. Три вопроса — три ответа. Все. На предвыборные дебаты допускали только кандидатов от партий. Если хочешь что-то еще — плати.

Партии финансируются государством (иными словами, и на мои налоги, и на мои деньги), независимые же кандидаты — из своего кармана (или на деньги спонсоров, но после выборов я обязан предоставить декларацию о том, сколько денег потратил, на что и где взял).

Телевидение. Система такая: либо я плачу деньги и говорю сколько хочу, точнее, на сколько денег хватит, либо все идет на эстонском языке без какого-либо перевода. Я согласился поучаствовать в передаче. Правда, выдвинул встречное предложение: русскоязычные кандидаты и дебаты с переводом на государственный язык (субтитры, переводчики, сурдопереводчики, словом, как им удобнее). В конце концов, пусть и эстонцы услышат, что предлагают русскоязычные.

Мне ответили, что у них передача на эстонском языке. Тогда я спросил, а как же интеграция и сближение двух народов в рамках единой Эстонии? Барышня взяла поистине мхатовскую паузу, потом замялась, поморщила лоб и пообещала посоветоваться с руководством. Советуется до сих пор.

Последняя надежда кандидата — печатные СМИ и порталы. Строго говоря, это неисчерпаемая площадка. Там можно разместить все и вся. И опять вмешивается это упрямое ”но”. Я отправил свою программу во все печатные издания страны и на все порталы (на русском и эстонском языках). На эстонском напечатали эстоноязычный Delfi и портал "Балтия". На русском — порталы "Балтия" и "Просвет". Выжимку дал русскоязычный Delfi.

Все остальные СМИ не отреагировали. Материалы пропадали, как в черной дыре. Без комментариев, без ответов и каких-либо предложений. Нет, я понимаю, что независимых кандидатов было много, но ответить мне можно, нет? Мол, так и так, вас, кандидатов, много, нас (СМИ) — мало, так что напечатать ничего не можем.

Единственный независимый кандидат, который успешно прошел сито выборов и стал нашим с вами депутатом Европарламента, это некто Индрек Таранд. Почему ”некто”? А кто еще, если он просидел пять лет в Европарламенте, ни разу не отчитавшись о своей деятельности перед своими избирателями. Я ничего не знаю о его деятельности в Европах, и вся его предвыборная кампания заключалась в том, что все СМИ, говоря о независимых кандидатах, в качестве примера говорили только об Индреке, по сути заранее объявляя его победителем.

Тут и наступил момент поговорить о некоторых аспектах э-выборов. Наш Индрек получил 16% голосов всех проголосовавших в интернете (а это 16003 голоса). Впрочем, это маленький штрих э-выборов. А вот кто получил больше всего голосов от этого вида голосования? А кто у нас большинство и у власти? Вот оно и получило. А завтра будут другие во власти — они получат. И все ”прозрачно и проверяемо”.

Я на выборах оказался на 78 месте с 86 голосами. Но до этого у меня было 96 голосов. И этот результат зафиксирован в многочисленных статьях наших СМИ. Потом, конечно, все было исправлено, как говорится, ”по уточненным данным” и т.д. Но ведь подобные штуки случаются все время. Такое было и на предыдущих выборах, и на выборах в горсобрание. Доказывать в суде ничего не хочу. Потому как 20 тысяч голосов, ясное дело, не припишут, денег на процесс уйдет уйма, а ”выиграю” голосов 10, ну, может, 15. Это, во-первых.

А, во-вторых, и в главных — те, кто сидит сегодня наверху, нас с вами, простых жителей, рядовых граждан и небогатых независимых кандидатов, не ставит ни в грош, ни в копейку, ни в маковое зернышко. И дело не в том, что я проиграл выборы. Дело в том, что никто из новых лиц их не выиграл (считать Яну Тоом новым лицом в политике смешно и наивно).

Снова в депутатах и руководителях оказались все те же люди. Они снова (как и все прошедшие два десятилетия) будут считаться выразителями наших интересов. Они снова будут тянуть деньги с Евросоюза на свои нужды, они снова будут разводить народы по комнатам в коммунальной квартире и снова будут делать все, чтобы, не дай Бог, не потерять свои доходы и привилегии. Хотя было бы здорово, если бы я ошибся.

Единственный выход из этой ”карусели” — на следующих выборах взять себя за шиворот, прийти на избирательный участок и проголосовать, думая головой и учитывая прошлое и настоящее.

Поделиться
Комментарии