Главное, чего долгие годы не хватало политикам двух стран — это живое общение. Последняя крупная встреча состоялась в Таллине в феврале 1999 года в рамках "круглого стола", темой которого стало "Развитие экономического сотрудничества между Эстонией и Россией в изменяющейся мировой экономической среде". С обеих сторон в мероприятии принимали участие высокопоставленные чиновники, экономисты, предприниматели. Однако, как это давно уже водится в российско-эстонских отношениях, к каким-то осязаемым результатам встреча не привела. Да и продолжения не получила.

Нынешний приезд делегации во главе с господином Косачевым состоялся после январского визита президента ЭР в Москву и имеет шансы стать очередным в целой цепи контактов.

В свете споров вокруг визита балтийских лидеров в Москву на церемонию празднования шестидесятой годовщины окончания Второй мировой войны в последнее время особенно актуальной стала тема исторической оценки событий двадцатого века. Вторя официальной позиции РФ, Косачев отвергает термины "оккупация" и "аннексия", говорит об инкорпорации прибалтийских стран в состав СССР в 1940 году. В то же время, соглашается, что это было трагедией для эстонцев, латышей и литовцев. Однако советует не забывать, что праздник в Москве посвящен победе над страшным злом, против которого объединилось множество стран всего мира, а не чествованию сталинизма, который принес немало горя всем народам СССР, включая и русских.

Косачев уже в курсе, что эстонское руководство однозначно осуждает нацизм и фашизм, и проблема с оценкой 9 мая кроется в другом. Когда он говорит об этом, из-за одобрительного тона пробиваются нотки некоторого удивления, словно он предполагал услышать от наших политиков нечто иное. При этом Косачев признает, что накануне визита в Таллин просмотрел немало эстонской прессы. Видимо, подборку переводов ему подготовили соответствующую, потому как гость попутно отметил, что местная пресса рисует Россию преимущественно в черных тонах. Впрочем, не самый дружелюбный и объективный настрой российских СМИ в отношении нашей страны Косачев тоже признает.

Российские СМИ, прежде всего ведущие телеканалы, вторя официальным лицам, ныне настроены недружелюбно ко многим странам, видя за участившимися внешнеполитическими неудачами России "происки Запада". Но Косачев — не сторонник теории международного антироссийского заговора — полагает, что в проблемах России сами лидеры страны, прежде всего, и виноваты. Россия не всегда правильно ведет себя по отношению к тем или иным странам, не всегда умеет довести до их руководства логику своих действий, считает он.

Однако, на взгляд Косачева, в странах Запада зачастую слишком торопятся каждый шаг российского руководства назвать откатом от демократии. В качестве примера российский гость привел административную реформу, в ходе которой отменяются прямые выборы губернаторов, что на Западе было воспринято как свертывание политических свобод и концентрация власти в Кремле. После чего сослался на Эстонию, где главы уездов традиционно назначаются из Таллина. Сослался неудачно, поскольку Эстония — маленькое унитарное государство, по масштабам своим меньше многих российских областей, тогда как Россия — огромная федерация.

Косачев приезжал в Таллин не просто общаться. У него есть конкретные предложения для решения некоторых проблем. В числе главных тем — выполнение в полном объеме договора об основах межгосударственных отношений между РСФСР и ЭР, заключенного еще в далеком 1991 году. Эстонская сторона признает договор действующим, однако выполнила, по словам Косачева, не все его пункты. Третья статья гласит: "РСФСР и Эстонская республика берут на себя обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания на территории России и Эстонии и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или ЭР в соответствии с их свободным волеизъявлением".

Для контроля над выполнением третьей и двух смежных статей договора должна была быть создана межгосударственная комиссия, о которой говорится в приложении к основному документу. Но она так и не была сформирована. Косачев уверен, что с помощью такой комиссии, которая будет бороться за реализацию всех пунктов договора, можно будет значительно улучшить эстонско-российские отношения.

Визит российской делегации вряд ли станет прорывом в российско-эстонских отношениях. Слишком много накопилось завалов между нашими странами, как справедливо заметил господин Косачев. Однако с чего-то надо начинать. Косачев подходит на роль посла доброй воли: он хочет и умеет общаться, восприимчив; твердо стоя на российских позициях, тем не менее готов к компромиссам. Вопрос в том, каковы его возможности как политика в сегодняшней Москве. И каким курсом дальше будет вести страну российское руководство, которое в последнее время вступило в постепенно нарастающую конфронтацию с Западом. С эстонской стороны, на мой взгляд, особых проблем быть не должно, поскольку наши наиболее оголтелые антироссийские силы ныне слишком слабы и на политику страны мало влияют.

Поделиться
Комментарии