Это фраза из ее ответа на вопрос российского журналиста Михаила Таратуты. ”В Германии меня поразили музеи, которые я бы назвал музеями национального позора, — начал он. — Это музеи гестапо, СС, Штази, Берлинской стены. И я обратил внимание на то, что там очень много школьников. Видимо, это часть их учебного материала, я догадываюсь. Мне кажется, что для того, чтобы создать такие музеи, надо очень сильно любить свою родину. Причем, любить ее такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами, взлетами, падениями и даже позором. Говорить надо об этом прямо и честно — это единственный способ создать национальный консенсус. И это ничуть не принижает страну, наоборот, говорит о возможностях к ее возрождению”.

А обращенный к Крашенинниковой вопрос Таратуты звучал так: ”Не думаете ли вы, что создание подобных музеев у нас (в России. — Ред.) тоже могло бы объединить страну, если говорить честно, что было в нашей стране хорошо или плохо; может быть, это все-таки был бы более патриотичный и более эффективный шаг, чем развешивание флагов и гимнов, что хорошо, но вторично?”

Крашенинникова сказала: ”Один из наиболее важных посылов, которые проецируются на Россию и внутри России, это то, что коммунизм равен нацизму, гитлеризму. И вот это предложение прозвучало именно в этом контексте. Это называется специальная пропаганда, это называется психологическая война, это называется уничтожение веры народа в себя. В Эстонии, кстати говоря, существуют такие же музеи — советских репрессий, конечно же. Меня Эстония поразила, я прибыла туда поздно вечером — на центральной площади города стоит мертвенно-белый фашистский крест. В сотне метров от того места, где стоял памятник советскому солдату”.

”То есть свастика имеется в виду?” — переспросил известный журналист Николай Сванидзе, оппонент Крашенинниковой в этой передаче.

”Не свастика, но стилистически предшествовавший свастике крест”, — пояснила Крашенинникова.

Соловьев уточнил: ”Тевтонский крест”.

”Ну, и в Москве такой музей советских репрессий существует и в Перми. Вы знаете, самобичеванием можно заниматься, сколько угодно. Соединенные Штаты во время войны во Вьетнаме уничтожили 3 млн вьетнамцев и до сих пор не извинились. И не считают себя виноватыми и не препятствуют продвижению себя как светоча демократии. И никто музеев про Вьетнам не строил — про уничтожение людей. У нас есть сложные страницы в истории, мы их обсуждаем, но это не значит, что мы должны поставить на себе крест, у нас гораздо больше высоких, позитивных моментов”, — заключила Вероника Крашенинникова.

Вчерашний ”Поединок” был посвящен теме патриотизма, флага и гимна.

Поделиться
Комментарии