С тех пор следствие не продвинулось нисколько. По его версии, организатором и заказчиком убийства был Руслан Мухутдинов, по роду занятий — шофер заместителя командира кадыровского батальона "Север" Руслана Геремеева. Спросить самого Мухутдинова об этом не представляется возможным, поскольку после покушения он как в воду канул и поиски пока не дали результата. А спросить было бы о чем — начиная с того, откуда у простого водителя 15 миллионов? Наверное, именно для того, чтобы избежать подобных унизительных для сыщиков вопросов, в заключении Следственного Комитета после фамилии водителя Мухутдинова стоит "…и других неустановленных организаторов".

Как это уже было в деле российской журналистки Анны Политковской и многих других расследованиях, более или менее точно установив технических исполнителей преступления, следователи вдруг проявили полную слепоту и беспомощность, когда речь зашла о том, по чьему заказу (или приказу…) действовали киллеры. "До чего ж порой обидно, что хозяина не видно — в темноту и ввысь уходит нить…" — как пела когда-то группа "Машина Времени" в популярной песне "Марионетки". Между тем, никакого особого секрета — по крайней мере в том, что касается "организатора" убийства Бориса Немцова — не было и нет. С огромной долей вероятности можно предположить, что это — уже упомянутый Руслан Геремеев, человек из ближнего круга Рамзана Кадырова, состоящий, в том числе, и в родственных связях с высокопоставленными чеченскими чиновниками, в частности, скандально известным депутатом Адамом Делимхановым. В Москве Геремеев в последние годы довольно успешно занимался рэкетом, выбиванием долгов и наказанием непослушных бизнесменов и чиновников. В качестве, судя по всему, побочного, "бонусного" задания к нему попала и заявка на Немцова. "Побочного" потому, что "политическими" Геремеев ранее не занимался и 15 миллионов рублей — сумма явно не его масштаба.

Вообще, если хочется побольше узнать про все технические детали убийства Бориса, про то, почему преступники были так уверены в своей безнаказанности, что даже не скрывали улики — очень советую ознакомиться с недавней публикацией в "Новой Газете" — "Как убивали Бориса Немцова"России ее прочло уже около полумиллиона человек). Добавлю только, что федеральные силовики пытались задержать и допросить Руслана Геремеева в Чечне, но ничего у них не вышло; под видом конюха Рамзана Кадырова его благополучно переправили в Объединенные Арабские Эмираты. Хотя юристы Немцова почти уверены, что он находится в Чечне под высоким покровительством… Не так давно Геремеев подал голос и через посредника сообщил, что готов дать "письменные показания".

Как дело будет развиваться дальше? Только что в Брюсселе я задал этот вопрос Вадиму Прохорову, давнему адвокату и другу Немцова. По его мнению, суд над Дадаевым и прочими исполнителями преступления начнется весной и может закончиться уже к концу лета обвинительным приговором. (По моей, не лишенной цинизма, версии, отбывать наказание киллеров отправят в родную Чечню, где вскорости тихо выпустят на свободу). Однако, гораздо важнее то, что установление и привлечение к ответственности организаторов убийства выделено в отдельное производство и, теоретически, тоже должно быть доведено до суда. И вот это уже интересно! Конечно, наивно ожидать, что выявятся заказчики убийства — это, весьма вероятно, люди в России неприкосновенные — депутат Делимханов, а может быть, и сам Кадыров. Но вот вопрос о предполагаемом организаторе Геремееве — открыт. Вадим Прохоров, в частности, полагает, что Путин может "сдать" кадыровского командира — с тем, чтобы успокоить и недовольных русских силовиков, и мировое общественное мнение. Необходимым условием для этого небольшого шага к справедливости он считает активность гражданского общества и масс-медиа, постоянные напоминания российским властям о нераскрытом ими преступлении.

Годовщина смерти Бориса прошла громко и гневно. Шествие в Москве собрало больше народа, чем ожидалось — порядка 25-30 тысяч. (Официальные данные — 7,5 тысяч — легко опровергаются фотографиями и арифметическими подсчетами). Меня там не было, но, по словам друзей, настроение у людей было не уныло-депрессивное, как у основной массы москвичей на улицах, а довольно боевое. Был я 27 февраля в Лондоне и пришел на демонстрацию напротив посольства РФ. Там народу было совсем мало — не более ста человек, в их числе гастролирующие литераторы Дмитрий Быков и Виктор Шендерович, а также журналистка и ведущая "Эха Москвы" Ольга Бычкова.

Зато в Брюсселе 1 марта был аншлаг. В Европарламенте по инициативе фракции либералов и демократов прошла конференция памяти Бориса Немцова, где его дочь Жанна получила присужденную отцу посмертно Премию Жана Рея, одного из отцов Объединенной Европы. Вся эта сумма — 10.000 евро — поступает в только что созданный Фонд Бориса Немцова "За свободу", и 12 июня, в День России, будет целиком вручена первому лауреату. Я номинировал художника Петра Павленского, сидящего сейчас в тюрьме за акцию у здания ФСБ. Еще один возможный фаворит — Ильдар Дадин, московский активист, тоже с недавних пор заключенный… У Павленского — двое маленьких детей; Дадин только что женился — так что деньги пригодятся.

Жанна Немцова производит прекрасное впечатление. Впервые я сейчас с ней основательно пообщался: очень решительная, грамотная и обаятельная девушка. Живет сейчас в Бонне, работает журналистом и диктором на Deutsche Welle, и уже успела вырости в заметную фигуру гражданского сопротивления. Не знаю, как сложилась бы ее судьба, если бы Бориса не застрелили — возможно, была бы, по-прежнему, телеведущей на бизнес-канале. Но сейчас… папины гены явно стучат в ее сердце, и, похоже, дело династии Немцовых будет продолжено. Подрастают и младшие дети — Антон и Дина — но, будем надеяться, им уже не придется доказывать правду об убийстве отца.

В совсем недавнем интервью Рамзан Кадыров, явно запаниковавший после волны обвинений в свой адрес, поднявшейся в связи с годовщиной покушения на Бориса Немцова, вдруг сменил риторику с агрессивной на оправдательную: заявил, что и его отец, и он сам относились к Немцову уважительно и никаких конфликтов между ними не было. Здесь же начал развивать теорию о том, что убийство, возможно, было задумано и срежиссировано "за границей" (то-есть, кто-то из-за рубежа давал команды его верным подчиненным… ну-ну!) В качестве единственного аргумента приводится, вновь и вновь, затертая до дыр фраза — "нам это было не выгодно". Да, получилось так, что совсем не выгодно: убийц, уверенных в своей безнаказанности, поймали; предполагаемый организатор лишился своего "отжимного" бизнеса и вынужден скрываться; вероятные заказчики находятся под давлением общественного мнения; их высочайший покровитель в результате также чувствует себя очень некомфортно… Но разве это аргумент? Просто, можно сказать, не повезло ребятам — просчитались.

Поделиться
Комментарии