Такое разделение немного произвольно, так как на первый взгляд может показаться странным сваливать в одну кучу Китай, Японию и азиатских тигров. Но для характеристики регионального развития мира такой подход вполне уместен. Может показаться странным и то, что отдельно не упомянут наш большой и кажущийся могучим восточный сосед, но и с этим все в порядке — ведь не выделяют и Голландию, с которой Россия сейчас сравнивается по некоторым экономическим показателям. Отдельный вопрос, куда автор статьи (Фред Бергстен, директор Вашингтонского института международной экономики) отнес бы Россию — к Азии, или к Европе. Сдается, что все-таки к последней, ведь здесь связь становится все более тесной, прежде всего в плане энергетики-экономики.

Итак, на нашем воображаемом игровом поле три крупные фигуры: США. Европа и Азия. США как сверхдержава сейчас еще доминирует в мире, и влияние этой страны ощущается чуть ли не в каждом уголке мира. Но в своих решениях она должна все более считаться с местными центрами влияния. Этот феномен был еще в 1999 году описан Хантингтоном как уни-мультиполярный мир. Европа, мучающаяся в процессе объединения, хоть и связана с Америкой самой пуповиной, все более самостоятельна и ищет себе партнеров в изменяющемся мире. Азия же, по мнению экспертов, только в начале своего подъема. В то же время, и напряжение здесь острее и, как полагается молодому и активному участнику большой игры, она агрессивно ищет выходы в мировую экономику.

Каково же положение Эстонии на этом поле, положение в системе этих крупных координат? То, что мы располагаемся в Европе, понятно. Но как мы вписываемся в большую картину мирового развития?

К сожалению, в статью не удастся втиснуть карту, которая бы помогла иллюстрировать мою следующую мысль. Я неоднократно высказывал убеждение, что ось развития в XXI веке будет проходить между Азией и Европой. В принципе эта ось может физически пролегать по южному маршруту, по историческому Шелковому пути, или же по северному маршруту, по диагонали через Россию.

У обоих вариантов свои плюсы и минусы. На южном направлении бросаются в глаза минусы, в первую очередь, конечно, нестабильность. В российской полуофициальной риторике так и утвердилось понятие — полукруг нестабильности. Между прочим, саму Россию и обвиняют в подпитке этого положения. В пользу же северного маршрута говорит относительно развитая инфраструктура, в первую очередь железная дорога, пролегающая через всю Россию. Так что эта ось, начинающаяся где-то в недрах АСЕАН, могла бы упереться в район портов Балтийского моря. Прямое железнодорожное сообщение с Европой было бы затруднено в силу технических проблем (не совпадает расстояние между рельсами), так что волей-неволей должны где-то образоваться логистические передаточные пункты.

То, что я говорю, не является новостью для специалистов. Так, наши северные соседи финны уже несколько лет старательно налаживают контакты в Азии. Само собой, стараются и россияне (между прочим, только недавно у города Кингисеппа появился китайский город-побратим Женьхуай). Готова ли Эстония включиться в тесную конкуренцию? Я знаю, что это звучит как мания величия, но изогнуть ось развития XXI века в полезную для нас сторону — возможно!

Поделиться
Комментарии