Не знаю, какую политическую силу в Эстонии предпочитают Март Кадастик и Ханс Х. Луйк, но с уверенностью можно утверждать, что Центристская партия и Эдгар Сависаар не относятся к их любимцам. В среде их апологетов — главных редакторов, репортеров и начальников отделений — даже родилось выражение "белые силы", к которым Центристская партия не относится. В последней передаче радио Куку Keskpäevatund "независимый" Прийт Хыбемяги с воодушевлением договорился с оказывавшим "особые услуги" бизнесменом Рейном Кильком и "особенно независимым" руководителем BNS Айнаром Руусааром о том, что необходимо поддерживать IRL и реформистов. Каллас даст нам счастье, а Лаар — пророк его.

Заставит ли это нас забыть, почему быстренько прекратили изучение связей Нейнара Сели и префекта Айвара Отсалта, разбор дел по обмену земель Хейки Кранихом, почему эти издания больше не изучают связи Херманна Симма с нынешними властями? Куда и почему пропали разведчики Кыутса? Почему Хыбемяги не обнародует разоблачения генерала Роозипуу в отношении Индрека Канника? И т.д., и т.д.

В определенных медийных каналах в последнее время публиковались статьи и звучали передачи, не оставляющие сомнения, что с Центристской партией следует бороться до последней капли крови. Газета Maaleht одна из немногих еще сохраняет некоторое политическое равновесие (благодаря этому у газеты единственной во всей Эстонии в 2009 году вырос тираж).

"Актуальная камера", точно знающая, что такое журналистика, после усовершенствования руководства больше не совершает серьезных ошибок. Но по-прежнему там, говоря о Центристской партии, Эдгаре Сависааре или городе Таллинне, используют старый, кажущийся объективным прием — если они делают что-либо позитивное, то об этом или не упоминается, или дается краткое сообщение, где Эдгар Сависаар не показан или о нем ничего не говорится. Если сообщение спорное или могущее оказать негативное воздействие, оно усиливается максимально, собираются мнения и комментарии, причем Эдгар Сависаар экспонируется во всех видах.

Последний приступ истерии в Eesti Meedia и Ekspress Grupp случился после поездки Сависаара в Москву. "Актуальная камера" тему не раскрывала, сделала только краткое сообщение. Причина проста — факты не позволяли ругать Сависаара. Зато другие "независимые" издания и радиокомментаторы пустили в ход весь арсенал, комментируя пресс-релиз "Единой России".

Но особыми ястребами показали себя Март Лаар и Андрес Херкель, которым предоставили широкое поле для речей. Ужасно было читать крики о помощи Андреса Херкеля, обращенные к зарубежным властям. И совершенно беспрецедентны заявления Марта Лаара о вожделениях Сависаара в отношении Советского Союза. По-видимому, его эго не может простить того, что Эдгар Сависаар был одним из разрушителей СССР (IME, Народный Фронт, MRP, борьба с когановцами).

Лаар в это время на экраны и фото не попадал, и теперь выборочно вспоминает это время (борьба Лаара против 20 августа как государственного праздника, сознательное принижение роли Народного Фронта, подбор для учебников по истории выгодных для себя эпизодов, дружба горсобрания с Коганом и т.д.).

В связи с визитом мэра Таллинна к мэру Москвы Лужкову можно вспомнить некоторые факты, связанные с "Единой Россией". Еще несколько лет назад Лужков был в сильной оппозиции к Путину, его политическое будущее определила только невероятная популярность среди москвичей. У Путина не было другой возможности, как привлечь Лужкова на свою сторону. Лужков присоединился к "Единой России" всего несколько лет назад.

Еще. Договор о сотрудничестве с "Единой Россией" имеется у многих парламентских партий государств ЕС. И лидеры этих партий встречаются с коллегами из Москвы, и ни ВВС, ни France-Press, ни CNN не спешат заклеймить их сторонниками Советского Союза. Почему-то и наша пресса не особенно писала об этих партиях.

Настоящую статью я написал в действительности потому, что недавняя поездка в Испанию заставила меня задуматься над лозунгом „¡No Pasarán!". В Испании я собирал материалы о моем отце, д-ре Юлиане Фустер-Рибо, который во время гражданской войны в Испании сражался в рядах республиканцев против тирании и фашизма, и которого в Советском Союзе приговорили к 25 годам Гулага — за то, что он осмелился высказать свою убежденность в бесчеловечности и преступности Советского Союза.

„¡No Pasarán!" звучало из уст моего отца в 1937 году. "No Pasaran!" — можно прочитать сегодня на предвыборных лозунгах Центристской партии. Почему?

„¡No Pasarán!" впервые прозвучало в знаменитой речи Долорес Ибаррури в 1936 году, когда Франко штурмовал Мадрид. Лозунг закрепился, как общемировое антифашистское выражение "Они не пройдут!".

Добровольцы со всего света сражались за Испанию, чтобы защитить демократию. Среди них Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Джордж Оруэлл. На стороне республиканцев воевал и кавалер Креста Свободы в Освободительной войне Карл Эйнсильд. „¡No Pasarán!".

Мы все сейчас знаем, что в 30-е годы Эстония не входила в число демократических государств. Государственный старейшина Пятс своим декретом запретил участие в гражданской войне в Испании — на любой стороне — желая сохранить нейтралитет. В действительности на это никто не обращал внимания.

„¡No Pasarán!" — так назвал свою серию передач Валдо Пант. Осуществить ее он не успел. Зачем, думал я тогда, в Эстонии (ЭССР) говорить о гражданской войне в Испании? Теперь я понимаю зачем. Чтобы осмыслить правду и справедливость, чтобы говорить о демократии — тем, кто этого не знает, и тем, кто понимает, но боится.

Мир договорился — Нюрнбергские дела закрыты. Над всей Испанией безоблачное небо, там процветает демократия. Советский Союз победил в сражениях Второй мировой войны, но потерял возможность покорить весь мир. Но эта надежда еще не похоронена.

Поэтому хорошо, что Россия не хочет переоценивать историю на предмет пересмотра Нюрнберга и признания преступлений коммунизма. Этого не хотят на государственном уровне также ни США, ни Великобритания, ни Франция. Запад не хотел воссоединения Германии, не хотел также развала Советского Союза. История пошла по-другому. No Pasaran!

Рано или поздно Россия, а также и Запад, признает свою вину, потому что коммунизм как мировоззрение является преступным по сути. Мир просто не дошел до понимания этого.

„¡No Pasarán!" говорили за демократию. Нужен ли этот лозунг в современной Эстонии?

Франко выдвинул в ответ свой лозунг: "¡Hemos pasado!" (Мы прошли!). В 1939 году он победил, но не окончательно. После смерти каудильо народ Испании быстро его забыл. Так же скоро, как мы 20 лет назад отвергли коммунизм. Никто в Испании не думает сейчас о героизации Франко, потому что его недемократические методы вели народ к гибели.

Я знаю, что история навязала Эстонии две возможности. Солдаты не выбирали себе шинели. Но история дала оценку и фашизму. История Второй мировой войны в этом смысле окончена. И, возможно, это хорошо для Эстонии. Все-таки мы в одной лодке с США, Канадой, Великобританией и Францией.

Россия пострадала сама, там из-за амбиций одной политической клики и ее вождя Иосифа Сталина погибли десятки миллионов людей, но вместе с западной демократией Россия победила в ужаснейшей войне человечества против фашизма. Действия Сталина, как и Франко, не могли вести общество вперед, так как их методы были ложными.

Март Лаар — как политик — должен хорошо знать, какие силы ведут мир вперед. Мы помним своих солдат, но не надо героизировать те годы и те проклятые общества, которые заставили нас носить шинели разного цвета.

Зададимся вопросом: кому выгодно, чтобы в маленькой стране, не воевавшей против фашизма, развевались свастики? Que bono? Каждого, кто это делает, можно обвинить в действиях на пользу России, потому что в действительности профашизм является единственным аргументом России против нас, так же считает и Запад. Европа не хочет конфронтации с Россией, это недвусмысленно подтвердил и министр иностранных дел Италии.

Поэтому лозунг „¡No Pasarán!" актуален и сейчас. Ему нет альтернативы. Март Лаар не может сказать "¡Hemos pasado!", поскольку, очевидно, пока не стремится к политическому самоубийству.

В нынешней политической предвыборной борьбе СМИ не следовало бы наклеивать ярлыки. Журналистика существует для того, чтобы информировать и помогать осмыслять события. По крайней мере те источники, которые именуют себя независимыми, не говоря уже об общественно-правовых, обязаны следовать демократическим правилам и в журналистике. Если известные журналисты, не говоря об их руководстве, в своих изданиях выбрали любимую партию, то оставьте это при себе и говорите о фактах. Обо всех фактах.

Что касается национального единства (патриотизма), о котором так любят говорить одна крупная партия и ее руководитель, то процитирую слова английской писательницы Шилы Эллвуд (о причинах неудач Франко): "Используемая первоначально для принуждения народа к единству модель стала опасной для этого единства, поскольку несла в себе семена самоуничтожения и пришла к тому, что не могла больше контролировать их прорастания".

Поделиться
Комментарии