Примерная цена пачки в Эстонии уже свыше 3 евро, тогда как в России и Белоруссии меньше 1. Эта разница, конечно, привлекательна для табачных контрабандистов. В 1990-е и 2000-е годы основным путем доставки российских и белорусских сигарет в Эстонию был пеший пограничный переход между Ивангородом и Нарвой.

Тогда эстонские таможенные правила были менее строгими и позволяли владельцам многократных виз гулять по мосту в разные стороны хоть целый день, закупая в Ивангороде практически неограниченные количества алкоголя и табака и сбывая их в Нарве. Но с 2009 года правила существенно ужесточились — и теперь в Эстонию можно привезти из России лишь две пачки сигарет, и лишь два раза в месяц.

Конечно, между Нарвой и Ивангородом, как и между всеми трансграничными городами в мире, всегда были и будут близкие связи. До сих пор многие их жители имеют многократные визы и работают или учатся на другой стороне границы. Эту прозрачность, конечно, используют и контрабандисты. Например, по статистике конца 2015 года, доля контрабандных сигарет достигает в городах Ида-Вирумаа 40 процентов.

Причем эта публика порой очень изобретательна — сигареты умудряются провозить в автомобильных шинах, а то и даже переплавлять через Нарову на плотах. Но при этом эстонские пограничные службы также стараются технологически не отставать от нарушителей. На погранпереходах уже несут свою службу собаки, натасканные на табак. Правительство выделило также 17 миллионов евро за оборудование погранпереходов современными рентгеновскими аппаратами, которые способны ”увидеть” любой незаконный груз.

Газета Postimees приводит такую статистику: ”Почему пачка контрабандных сигарет дешевле, чем в магазине? Все дело в том, что с нее не уплачены налоги. В результате контрабанды табачных изделий государство в год лишается 30 миллионов евро. Все вырученные с продажи контрабандных сигарет деньги оседают в карманах торгующих контрабандой продавцов, а пенсионному страхованию, здравоохранению и школьному образованию не достается ни цента”.

Но кстати, было бы ошибкой думать, будто дешевизна российских сигарет свидетельствует о большей терпимости к курильщикам в этой стране. В России также борются — но не с курением как таковым, а с курильщиками как гражданами, используя не экономические, а сугубо административные методы. Например, в Москве и Петербурге запрещено курить даже на открытых площадках многих кафе.

Во всех российских аэропортах закрыты курилки в зоне после прохождения контроля. И теперь курильщики в ожидании своего рейса, вместо того, чтобы воспользоваться изолированной и вентилируемой курительной комнатой, которая никому не мешала, стали курить в туалетах, действительно создавая неудобства для некурильщиков. Запрещено также курить и в российских поездах дальнего следования, которые зачастую идут по нескольку суток. Но обычно с проводником эту проблему можно ”решить” за некоторую плату, что только стимулирует коррупцию.

Еще одним вопросом, который удивляет российских туристов, направляющихся в Эстонию, являются, на первый взгляд, странные таможенные правила. Например, они позволяют провезти обычных сигарет только 40 штук (это две пачки), но сигарилл разрешается ввозить 100 штук, а сигар 50. Хотя сигариллы и особенно сигары конечно крепче сигарет. Причем эти количества можно комбинировать — например, везти 20 сигарет (50% от 40 сигарет) плюс 25 сигар (50% от 50 сигар).

В чем причина этой, казалось бы, нелогичности? Дело в том, что сигары и сигариллы представляют собой свернутые табачные листья, в которых не может быть ничего постороннего. И они в России, как правило, являются импортными — российская табачная промышленность их практически не выпускает. Что же касается сигарет, то, по признанию одного сотрудника табачной компании, ”россияне курят дрова”. Содержание табака в российской (и белорусской) сигарете не превышает 10%. Все остальное — различные искусственные и химические добавки. В производстве европейских сигарет действует более высокий технологический контроль. Многие российские туристы предпочитают покупать сигареты в магазинах Duty Free на границе — они европейского, а не российского производства. И по мнению многих курильщиков, их качество кардинально отличается, хотя это может быть одна и та же марка.

Поэтому эстонские ограничения на российские табачные изделия продиктованы в том числе и заботой о качестве продаваемой в стране продукции.

Замечу, что в Финляндии и Германии сигареты еще дороже, чем в Эстонии — около 5-6 евро. Но в этих странах и уровень жизни повыше. Поэтому, рассуждая с точки зрения экономики, если цена на сигареты в Эстонии будет расти — это будет неизбежно стимулировать их контрабанду из России и Белоруссии. Просто контрабандисты будут удовлетворять массовый спрос — и эти сигареты останутся востребованными населением, несмотря на их низкое качество и обход законов. Хотелось бы порекомендовать эстонским законодателям не идти по российскому пути сугубо административных запретов, но найти разумное экономическое решение этой проблемы.

Поделиться
Комментарии