На мой взгляд, самое большое достижение Эстонии заключается в том, что она преодолела последствия советской оккупации, вновь стала демократическим государством и полноправным членом европейской семьи. Скажу больше, я объездил практически всю Европу, как Западную, так и Восточную, включая бывшие страны СССР, и могу с полной ответственностью сказать, что с учетом стартовых возможностей, Эстония за эти годы добилась максимально возможного и даже немного больше. За столь короткий срок мы стали членами НАТО, ЕС, Еврозоны, многих других уважаемых организаций. Граждане Эстонии могут без виз свободно путешествовать практически по всем развитым странам мира.

Демократия в Эстонии — это не пустой звук. В стране эффективно работают все основные демократические институты. Уровень доверия к полиции и армии один из самых высоких в мире. Никого давно не удивляют, казалось бы, такие мелочи, как эвакуированный за неправильную парковку автомобиль министра или оштрафованный за превышение скорости депутат парламента, а, ведь, для большинства постсоветских стран — это до сих пор ненаучная фантастика.

Практически во всех международных рейтингах мы находимся на ведущих позициях, а в некоторых вопросах (свобода интернета, например) даже задаем мировую моду. Эстония является безусловным лидером и в вопросах е-государства, в целом. В декабре 2012 года в Эстонии была поставлена 100 миллионная дигитальная подпись. Вы только вдумайтесь в эту цифру!

Представьте, сколько человеко-часов было сэкономлено благодаря новейшим технологиям за те 10 лет, когда в Эстонии стали вводить ID-карты, дающие такую возможность! Ведь, помимо прочего, электронная подпись означает, что человеку не пришлось тащиться на какую-то встречу или, скажем, посещать госучреждение и стоять там в очереди. К хорошему быстро привыкаешь и перестаешь замечать, но таких возможностей нет практически нигде.

Да, разумеется, Эстония пока еще не настолько богата, как некоторые ее соседи (та же Финляндия с которой многие любят проводить параллели). Но и тут не надо забывать, что все познается в сравнении. Финляндии удалось выстоять в Зимней войне и не попасть в социалистический лагерь. В данном случае, на мой взгляд, уместно сравнивать с бывшими странами СССР и Восточной Европы — вот тогда мы и увидим многие интересные вещи.

Например, Эстония, со своей минимальной зарплатой в 320 евро, опережает не только любую постсоветскую страну, включая членов ЕС — Латвию и Литву, но таких членов ЕС, как Румынию, Болгарию, Словакию и Чехию. Для сравнения, в Украине — средняя зарплата (около 310 евро) меньше минимальной в Эстонии. Средняя зарплата в Эстонии — 916 евро, в Таллинне — больше 1000. А ведь, по оценкам ”Дойче Банка”, на момент распада СССР, по стартовым возможностям Эстония занимала второе место, а Украина — первое.

Более того, по некоторым параметрам мы лидеры даже по сравнению со старыми членами ЕС. По свежим данным Евростата, лишь три государства Европейского Союза в 2011 году имели профицит бюджета. Одно из них — Эстония, у которой к тому же был самый низкий уровень госдолга в ЕС. Помимо Эстонии (1,1% от ВВП) профицит бюджета был у Венгрии (4,3%) и Швеции (0,4%). Государственный долг был самым низким в Эстонии (6,1 процента ВВП), Болгарии (16,3 процента) и Люксембурге (18,3 процента).

Теперь поговорим о недостатках. Как-то раз во время заседания дискуссионного клуба меня спросили, что бы я сделал по-другому в Эстонии, начиная с момента восстановления независимости? Я ответил, что практически ничего менять бы не стал. Единственным исключением была бы, пожалуй, реформа здравоохранения. Мне кажется, что выстраивать систему здравоохранения в Эстонии на коммунистических принципах было в корне неверным решением. Как известно, коммунизм ни к чему хорошему не приводит. Ведь не зря именно в СССР появилась крылатая фраза: ”Лечиться даром — даром лечиться”.

Вы можете спросить, о каких, собственно, коммунистических принципах я говорю, ведь наше здравоохранение выстраивается по шведской модели на основе солидарной ответственности, и будете совершенно правы. Только вот вся проблема в том и заключается, что "солидарная ответственность" — это, по большому счету, модное европейское название коммунизма, а именно применение принципа: ”от каждого по способностям (в нашем случае в форме социального налога), каждому — по потребностям”.

Подвох заключается в том, что представления конкретно взятого человека о своих потребностях может кардинальным образом отличаться от представлений об этих самых потребностях представителей Больничной кассы. Неужели руководство данного учреждения считает, что на пару десятков Евро можно эффективно полечить зубы, а очередь в несколько месяцев к специалисту или на плановую операцию является если ни ненормальным явлением, то, по крайней мере, неизбежным злом?

Мне, например, совершенно непонятно, почему на законодательном уровне меня в форме налога заставляют делать взносы именно в Больничную кассу? Почему я не могу сам выбирать — у кого страховаться? Что это за монополизм такой? Как известно, у монополиста нет никакой мотивации работать хорошо. За те деньги, что у меня высосала Больничная касса, я мог бы оформить медицинскую страховку в любой частной страховой компании с безупречной репутацией и не иметь никаких проблем. А проблемы у нас с медициной очень большие. Перечислять их нет особого смысла, так как каждый из вас знает о них не хуже меня. Замечу лишь, что с проблемами сталкиваются не только пациенты, но и сами врачи, в результате чего многие из них уже покинули Эстонию.

Возможно, принцип солидарной ответственности и подходит для такой богатой страны, как Швеция, но он явно преждевременен и неэффективен для Эстонии, которой пришлось преодолевать последствия многолетнего коммунистического правления. Поэтому я считаю, что только если сам человек будет выбирать — государственную или частную медицинскую страховку он хочет иметь (причем, частную — именно как альтернативу, а не как дополнение к государственной страховке), мы сможем создать в здравоохранении конкурентоспособную среду и сдвинуть вопрос с мертвой точки.

Впрочем, чтобы не заканчивать на такой минорной ноте, опять-таки скажу, что все познается в сравнении. На фоне постсоветских государств, эстонская медицина выглядит не так уж и плохо. Такого ужаса, как скажем, в Украине или России, в Эстонии нет.

Чтобы не говорили ностальгирующие граждане о прекрасной жизни в СССР и ”лучшей-в-мире-бесплатной-медицине” тех времен, банальные факты говорят об обратном. Когда Эстония снова стала независимой, она вышла на первое место в Европе по росту продолжительности жизни.

Понятно, что этот рост во многом обусловлен был именно тем, что в СССР люди долго не жили и, соответственно, средняя продолжительность жизни по сравнению с развитыми странами была очень низкой, несмотря на самое большое количество в мире койко-мест в больницах. Тем не менее, и сам рост (особенно на фоне других постсоветских стран) очень показателен. Так, например, за 11 лет между двумя последними переписями населения (2000 и 2011 гг.) продолжительность жизни в Эстонии увеличилась на пять с половиной лет(!) и составляет для мужчин 71,2, а женщин — 81,3 года.

Поделиться
Комментарии