Продажа мелких и средних государственных объектов в частные руки, которая проводилась в Эстонии на начальном этапе экономических преобразований, позволила выручить немалые средства для пополнения бюджета и зачастую стимулировала развитие ранее убыточных госпредприятий. Уже в ту пору "приватизационный бизнес" частенько шел со многими нарушениями и откровенными махинациями, но эти досадные недоразумения терялись на общем фоне достигнутых успехов.

В середине 90-ых в Европе заговорили об Эстонии как о стране, исповедующей принципы "просвещенного тэтчеризма". В страну устремился западный капитал, на развалинах советского "народного хозяйства" началось создание новой, либеральной экономики. Эстонское руководство, опьяненное первыми успехами экономических преобразований, решило продать ВСЕ.

Но когда начался завершающий этап приватизации, предусматривающий продажу остающихся в госсобственности крупнейших объектов, таких, как AS Narva Elektrijaamad, AS Edela Raudtee, AS Eesti Raudtee, из-под немного мешковатых смокингов эстонских чиновников показались старые, добрые телогрейки. Потому как действовать начали по хорошо знакомой большевистской методе — беспринципно и бесцеремонно. И с огоньком.

Как известно, основа любого приватизационного процесса — конкурс. Бывают случаи, когда то или иное предприятие находится в столь плачевном состоянии, что никто не хочет платить за него ни цента. Тогда объект предлагается претендентам за символическую сумму, но все равно проводится конкурс на лучший план его развития. Подобные схемы использовались в большинстве случаев приватизации в Эстонии. Как минимум, создавалась хоть видимость какого-то конкурса.

Однако контрольный пакет акций Нарвских электростанций был предложен только американской компании NRG Energy. Сперва государственные мужи объяснили общественности столь странную стратегию тем, что, мол, кроме NRG с нашими станциями никто лучше и не справится. А немного погодя развели руками: ну, забыли про конкурс, чего уж теперь?.. Поднятый оппозицией шум все-таки вынудил правительство внести кое-какие коррективы в договор с NRG Energy, но принципиальных изменений в ситуации не произошло. Электростанции во избежание монополии не были разделены, и акции все равно достались NRG.

В последние недели следуют одно за другим скандальные сообщения о "странностях" в истории приватизации ЭЖД. Набор впечатляющий — от признаний многих сотрудников Приватизационного агентства в том, что конкурсные предложения трех претендентов на приобретение акций ими почти не рассматривались, до участия в победившем на приватизационном "конкурсе" консорциуме Rail Estonia разыскиваемого американской Фемидой международного афериста Массея-Аньотти.

Удар по репутации страны нанесен колоссальнейший. Как-то сглаживает ситуацию лишь скромность на общеевропейском фоне масштабов Эстонии и ее железнодорожной системы. ЭЖД все-таки не СЗЖД России… Интересно, что скандал вокруг AS Eesti Raudtee развивается по схеме, наиболее выгодной Raudtee Erastamise Rahva AS — фирме, созданной крупнейшими эстонскими предпринимателями для участия в конкурсе на приватизацию ЭЖД.

Как известно, по результатам "конкурса", несмотря на проведенную серьезнейшую подготовительную работу, RER оказалась лишь третьей, уступив еще и консорциуму Baltic Rail Service. Разразившийся вокруг Rail Estonia скандал был на руку BRS, поскольку приватизационное агентство, шарахнувшись от RE, решило продолжить переговоры с претендентом номер 2 — BRS. Но тут очень (не)кстати в прессе появились сообщения о странной щедрости министра экономики Михкеля Пярноя по отношению к консультировавшей приватизацию ЭЖД британской фирме GIBB и о его подозрительно проамериканском поведении во время приватизации… Нарвских электростанций. Дискредитированной оказалась ВСЯ приватизационная деятельность нынешнего правительства. Мало у кого теперь вызывает сомнение необходимость проведения нового конкурса на продажу контрольного пакета AS Eesti Raudtee. Что выгодно RER.

Интересно, что жертвой последних скандалов стал именно министр Пярноя. В свое время он очень активно напирал на непокорных членов совета AS Eesti Energia (в подчинении которой находились Нарвские электростанции), которые были недовольны условиями сделки с NRG Energy. Сопротивление было сломлено после того, как сдался главный оппонент правительства в этом вопросе — Юри Кяо. Тогда же прошел слух, что его, компаньона RER, уговорили сдаться в обмен на некоторые уступки при приватизации ЭЖД. Либо это было не так, либо обещание не сдержали. Но удар по Пярноя и именно в связи с приватизацией AS Narva Elektrijaamad наводит на некоторые размышления.

Как бы там ни было, у меня не вызывает ни малейшего сомнения, что дискредитация последних приватизационных конкурсов в эстонских СМИ проведена при участии предпринимателей, входящих в RER. Я видел, какое значение эти господа придают сотрудничеству с прессой и как умеют это делать. Судя по всему, наши магнаты за последние годы очень выросли и освоили немало тонких западных приемов борьбы за свои интересы. А вот государственные мужи…

Бодрую четверку с минусом на днях поставил своему правительству премьер-министр за проделанную на протяжении последних двух лет работу. И с присущей ему самокритичностью упомянул "прокольчик" с железными дорогами. А так бы, наверное, отметил себя на все пять баллов…

Поделиться
Комментарии