Этот образ использовало издание Eesti Päevaleht в своей недавней редакторской колонке. И ведь, действительно, именно такое впечатление оставил после себя Юри Ратас своей речью на совете уполномоченных Центристской партии, где он заявил о необходимости сохранить для всех не облагаемый налогом минимум в 500 евро и поднять пенсии на 100 евро к 2020 году. К нему присоединился высокий политик из одной крупной правой партии, который предложил предоставить эстонским пенсионерам по старости 13 пенсию.

Недавно выяснилось, что правящая коалиция решила прописать в бюджете 26 млн евро служащих исключительно политическим целям ”крышевых денег”. С точки зрения налогоплательщика это невероятно наглый шаг. Крышевые деньги распределялись и раньше, то такого ”листопада” Эстонское государство не видело со времен Марта Сийманна, когда также имели место попытки купить таким образом целевые группы. Чем это закончилось, мы знаем. Коалиционная партия распалась.

Общественности этот шаг аргументируется неудавшимся компромиссом по вопросу снижения алкогольных акцизов. Что касается самого алкогольного акциза, то справедливости ради стоит отметить, что ускоренный рост (в том числе алкогольного акциза) начался в 2015 году, при прошлом правительстве.

Дух абсурда 2007

Так повелось, что волна финансовых обещаний всегда шагает рука об руку с выборами, но перед нынешними это приобретает совершенно абсурдные масштабы. […]

Все существенные тренды, оказывающие долгосрочное влияние на благосостояние нашего государства, для Эстонии, скорее, негативны, и следующий экономический кризис не за горами. При этом у правительства отсутствует четкий план по поднятию нашей экономики и сохранения нынешнего уровня жизни с учетом уменьшающегося количества кадров. […]

Ключевой проблемой нашей бюджетной политики является то, что в более широком плане у нас отсутствует точное представление о том, на что сегодня наше государство тратит деньги и какая часть этих расходов действительно целесообразна, а какая совершается лишь по инерции. Нам каждый год с гордостью говорят о росте бюджета, упуская из вида то, что это средства, собранные с наших людей и предпринимателей.

Без нулевого бюджета никак

Что делать, если мы в фискальном смысле упустили свое государство?
Что было бы, если бы у Эстонии был нулевой бюджет?

** Идея нулевого бюджета заключается в том, чтобы освободить государственный бюджет от ненужных расходов и создать для каждого расхода четкие связи с условленными долгосрочными целями: какая проблема решается и что налогоплательщик получает в действительности. Эта идея стоит в центре видения "Эстония 200". Без этого невозможно привести государство в порядок.

**Принцип нулевого бюджета берет свое начало из Америки 70-х и 80-х, когда федеральному правительству и некоторым штатам пришлось пересмотреть базу расходов и с нуля начать формирование своей политики. Позже, в течение последних десяти лет, нулевой бюджет стали внедрять и некоторые европейские страны. В этом веке нулевой бюджет получил распространение и в частном секторе. За последние семь лет количество предприятий, глобально использующих эту методику, выросло на 57%.

** Эстонии нулевой бюджет поможет совершить перезагрузку и переосмыслить действительные приоритеты страны. Ранее я уже предлагал представить, что мы спустились с Луны на Эстонию в 2018 году, и задаться вопросом: действительно ли мы построили бы столь сложное состоящее из 79 самоуправлений государство, общие принципы функционирования которого происходят из позапрошлого века? Для того, чтобы заново установить догмы, и необходим нулевой бюджет, в котором расходы проистекают из установленных долговременных целей и ни один расход не совершается лишь потому, что ”так делалось всегда”.

[…]

Поделиться
Комментарии