Медиа-клуб "Импрессум" все больше радует. По той простой причине, что приглашает в гости к интересующейся таллиннской публике людей действительно интересных. На очередном собрании клуба обсуждались столь актуальные в настоящее время экономические вопросы. Один из основателей клуба, издатель "Комсомольской правды" в Северной Европе Игорь Тетерин во вступительном слове подчеркнул, что клуб старается рассматривать вопросы, связанные с Эстонией в широком контексте мировых тенденций.

Поэтому на этот раз организаторы пригласили известного экономиста из России Михаила Делягина, финансиста шведа Бу Крага, которого называют отцом эстонской кроны, и сотрудника крупной германо-французской IT-корпорации Грегора фон Курселя. Второй модератор встречи — журналист "Комсомольской правды Галина Сапожникова — шутливо представила фон Курселя "товарищ барон". Оказывается, корни немца — в Таллинне, и он даже нашел на стене Домского собора свой фамильный герб.

Тетерин попросил иметь в виду, что все высказывания гостей нужно рассматривать как исключительно личное мнение, не имеющее отношение к структурам, с которыми связаны докладчики.

Доклад Делягина, одного из самых молодых в России докторов наук (он стал им в 30 лет), можно назвать дискуссионным в самом лучшем смысле этого слова. Он не изрекал банальные истины, а пытался дать самые оригинальные трактовки причин нынешнего мирового экономического кризиса. По его мнению, нынешний кризис является не только экономическим. Кризис затронул все без исключения стороны жизни и стал признаком совершенно нового способа организации мира.

Кризис начался прежде всего в управленческих структурах, которые перестали справляться с огромным потоком информации. По аналогии с информационным взрывом, который принесло с собой изобретение печатного станка, Делягин называет это явление "кризисом Гуттенберга". Кроме того, конкурентная борьба все более перемещается в область творчества, а творческие личности по определению являются несистемными.

Вслед за кризисом управленческих систем разразился кризис в финансовой сфере, и, наконец, непосредственно экономический кризис.

Новые технологические воздействия на элиты современного мира подрывают самые основы демократии, и возникает ситуация, когда, образно говоря, известный клоун пользуется большим, нежели министр, влиянием в обществе. Первой такой постдемократией Делягин считает США. Традиционное общество исчезает, а на смену ему приходит "общество меньшинств". Молодежная субкультура все больше влияет на формирование основного культурного фона — ведь есть уже 50-летние панки, пройдет время и появятся 50-летние "эмо" или "готы".

Наиболее спорной (повторяю — в самом лучшем смысле этого слова) стала часть доклада, посвященная исчезающему, с точки зрения Делягина, среднему классу. Эта основа традиционной демократии уничтожается биологически в странах Африки, социально (опускаясь до трущоб) в Латинской Америке и "наркологически" в развитых странах Запада. Докладчик привел пример с легализацией метадона, который, по его мнению, еще страшнее героина. Кстати, ипотечный кризис в США докладчик трактует как следствие попытки спасения американского среднего класса США с помощью дешевых кредитов.

Что касается Балтийских стран, то Делягин считает, что их экономика полностью связана с Россией. По его мнению, это доказывает и синхронность кризисов в этих странах. Быстрое развитие Балтийских стран он связывает исключительно с иностранными инвестициями. Сейчас этот поток иссяк, и вряд ли возобновится в ближайшее время.

Делягин уверен в необходимости девальвации эстонской кроны и столь же уверен в том, что в зону евро Эстонию в обозримом будущем не пустят. Говоря о политических отношениях между Эстонией и Россией, Делягин сравнил эстонцев с палестинцами. Палестинцы паразитируют на ненависти к Израилю, эстонцы — на ненависти к России. Роль моста между Россией и Западом Эстония выполнять не захотела, и ближайшее будущее Эстонии Делягину видится как мечта националиста — общество образца 30-х годов прошлого века.

Второй докладчик — Грегор фон Курсель — смотрит в будущее более оптимистично. Ему нравится американское выражение "кризис — это всегда шанс". Говоря об отношениях русских и эстонцев, он привел пример своей корпорации, где работают вместе немцы и французы. Причем часто возникают проблемы, вызванные разницей ментальности. Тем не менее, корпорация успешно функционирует.

По подсчетам третьего докладчика — Бу Крага, нынешний кризис — уже четвертый по счету после восстановления независимости Эстонии. Первый был вызван развалом СССР, второй (банковский) пришелся на 1992 год, третий — на 1997-1998 годы (дефолт в России и азиатский кризис). Сейчас среди политиков разговоры о девальвации и даже о введении плавающего курса кроны являются в Эстонии своего рода табу. Но именно это табу, по мнению Крага, и доказывает возможность девальвации. До сих пор крона была очень устойчивой валютой, потому что изначально была сверхдевальвирована. Теперь это время стабильности прошло.

Тем не менее, Краг с оптимизмом смотрит на будущее эстонской экономики. Он в шутку сравнил ее со шмелем, который, согласно законам аэродинамики, летать не может. Но он летает, потому что не знает о существовании этих законов. А закончил свое выступление шведский финансист призывом следовать по стопам нового американского президента Барака Обамы, который все делает правильно для преодоления кризиса в США.

Поделиться
Комментарии