В принципе, любой более-менее эрудированный человек может прийти к аналогичным выводам, озвученным в Тарту, всего лишь вспомнив историю разделенных народов — немцев, корейцев, китайцев. Западные немцы построили высокоразвитую, одну их самых демократичных в мире стран — ФРГ, тогда как их восточные братья создали в своем ГДР образец тоталитарного государства, живущего во многом по лагерным законам, вплоть до расстрела за попытку к бегству. В то время как в закрытой от всего мира КНДР миллионы строителей "светлого будущего" страдают от постоянного недоедания и во многом зависят от гуманитарной помощи главного идеологического врага — США, их южные соседи поражают мир новаторскими технологиями и влились в пресловутый "золотой миллиард" человечества. Наконец, коммунистический континентальный Китай, невзирая на все очевидные достижения последних тридцати лет в развитии экономики, все равно сильно отстает от приютившего в конце 1940-х два миллиона чанкайшистов маленького Тайваня, давно завоевавшего славу "восточноазиатского тигра" наряду с южной Кореей и по степени развития, по уровню политических свобод прочно занявшего достойное место в списке наиболее развитых стран мира.

Но стоит присмотреться к этим примерам внимательнее, и обнаружатся некоторые весьма существенные нюансы. Запад Германии перековывали США, восточным немцам коммунизм навязал СССР. Мы не знаем, какой бы стала Германия, будь она предоставлена самой себе. Ровно такая же ситуация в Корее.

Особый случай — Китай. Влияние внешних сил здесь не имело принципиального значения. Мао Цзэдун проводил довольно самостоятельную политику даже в период дружбы со Сталиным, Чан Кайши вовсе не расшаркивался перед американцами, взявшими Тайвань под свою защиту. И что характерно, даже на прозападном Тайване довольно долго сохранялся весьма жесткий авторитарный режим, давший слабину только после смерти его основателя и лишь в ХХI веке, уже после ухода в мир иной наследника, ставший вполне демократическим. Тогда как в абсолютно самостоятельном Китае по сей день господствует тоталитаризм, который по сути своей продолжает традиции одной из древнейших в мире империй, только в новых, краснознаменных одежках. При всех относительно либеральных нововведениях в экономике, которые мало чем отличаются от известного нам по истории советского НЭПа.

Опять же, хотелось бы знать, чем объяснить неистребимую тягу большинства россиян и очень многих зарубежных русских к подчинению царе-батюшке. Хорошо помню, как проклинали миллионы россиян президента Бориса Ельцина, предлагавшего брать "независимости столько, сколько возьмете". Как возненавидели свободные телеканалы, переставшие убаюкивать их репортажами о "наших рекордах и ихнем непрекращающемся загнивании". Вскоре после неслыханного для российской истории самостоятельного ухода в отставку Бориса Ельцина, назначившего своим преемником мало кому известного тогда Владимира Путина, чиновники быстро опознали в новом лидере долгожданного "царя" и закрутились вокруг него на полусогнутых, не стесняясь даже направленных на них телекамер.

Сам преемник много говорил о демократии, особенно увлеченно, когда в очередной раз ее душил. И что же? Много народу взволновал разгром одного за другим независимых телеканалов и превращение их в государственные рупоры? Сильно опечалила массового россиянина отмена выборов губернаторов? Кто-то сомневался в том, что Путина сменит его соратник Дмитрий Медведев после того, как тот назвал своего преемника?

В США на рубеже XIX и XX веков, когда страна переживала очень непростое время, и магнаты, презирая слабое государство, творили практически все, что хотели, у общества не возникло ни малейшего желания урезать свои права во имя спокойствия. Возникло движение "разгребателей грязи", в которое входили неподкупные журналисты, полицейские, судьи, общественные деятели, упорно следовавшие букве закона и добивавшиеся исполнения конституции от зарвавшихся дельцов и продажных политиков. И общество победило.

Почему Россия не идет по схожему пути, если нет никакого особого русского менталитета, обусловленного многовековой недемократической историей страны? Почему явно авторитарного президента Путина стабильно поддерживали порядка 70% россиян, а любые сторонники демократии совершенно не в чести? Причем и за пределами РФ картина мало отличается! Трудно поверить в то, что это случайность и простое совпадение. Может, все-таки правы те исследователи, которые считают, что некогда искренне поверивший в идеалы демократии ученик одного из лидеров советской перестройки Анатолия Собчака со временем понял, чего хочет большинство россиян на самом деле, почему и обрел у них огромную популярность? Конечно, Путин мог пойти по пути своего предшественника, буквально навязывая согражданам демократические принципы. Но в этом случае его карьера превратилась бы в изнурительную борьбу с собственным народом. А мало кто готов долго и нудно идти против ветра, даже во имя самых светлых идеалов…

Поделиться
Комментарии