События вокруг Памятника освободителям и Апрель наглядно показали, что раскол между русской и эстонской частями населения страны углубляется, что ни одна эстонская партия и не собирается реально, на деле, обеспечить равноправие всем людям независимо от национальности и языка. Нынешний экономический кризис, затронувший в большей степени русское население страны, также не способствует стабильности общества, лишая их чувства социальной защищенности. Многие общественные лидеры русского населения стали задумываться о создании собственного представительного органа. Тем более, что такой опыт уже имеется — в 1993 году силами энтузиастов и при поддержки европейских структур и зарубежных дипломатических миссий была создана Представительная Ассамблея неэстонского населения.

Русское представительство

В Эстонии существуют и активно действуют Еврейская община, Украинское землячество, объединения белорусов, ингерманландцев, шведов. Отсутствует только представительство русского населения — ведь трудно назвать Русским представительством те 2-3 малочисленные, в 5-10 человек, общественные организации, имеющие в своих названиях словосочетание "русская община". Официальная перепись населения показала, что свыше 80% неэстонского населения считают себя русскими. То, что идея создания представительства русского населения назрела, и начались попытки ее реализовать, свидетельствуют многие факты.

К примеру, Сергей Иванов, бывший депутат Рийгикогу, и Олег Гогин, некогда бывший председатель горсобрания Локса, создали организацию "Единая Эстония". Она была зарегистрирована осенью 2009 года и ратует за создание в Эстонии русского гражданского общества и продвижение различных гражданских инициатив. Заявленная цель "Единой Эстонии" — сделать русское общество в Эстонии гражданским. "Чтобы русские полноправно и полнокровно начали участвовать в жизни, чтобы молодежь не говорила: "А я все равно отсюда куда-нибудь уеду".

В декабре 2009 года в СМИ прошла информация о том, что по инициативе Сергея Чуркина фонд "Целевой капитал поддержки русской культуры", зарегистрированный в ноябре 2007 года и объединяющий четыре организации, подал в Министерство культуры заявку о регистрации русской культурной автономии.

До этого были попытки организации "Русская культурная автономия", созданной на базе Русской партии Эстонии ее председателем Станиславом Черепановым, зарегистрировать РКА.

9 мая 2010 года около 2000 подписей собрали на военном кладбище активисты "Ночного дозора" Александр Коробов и Сергей Чаулин в поддержку выборов совета русской общины Эстонии, который, по их оценке, поможет найти легитимных лидеров общины для общения с государством, Евросоюзом и Россией.

Реалии жизни

Все эти структуры, как существующие, так и создаваемые, в значительной степени, несамостоятельны и, находясь под "окормлением" тех или иных политических сил, служат, вольно или невольно, своеобразным клапаном для "выпуска пара" и, скорее, способствуют разделению, чем объединению русской общины своей политической ангажированностью.

Идея создания "русской культурной автономии" и недостаточно широка, так как не охватывает все русское население (членами КА могут быть только граждане Эстонии, то есть, 1\3 "некоренных"), и утопична (в силу декларативности Закона о культурной автономии и его нестыковки с эстонским законодательством). Более того, как следует из заключения экспертов ныне скончавшегося "Круглого Стола национальных меньшинств при Президенте ЭР", сей законодательный акт в значительной степени ограничивает жизнедеятельность русской общины. К примеру, в Законе предусмотрена возможность создания школ, ведущих обучение на языках национальных меньшинств. Казалось бы, хорошо, но основное бремя финансирования ложится на плечи национальных диаспор. Думается, здесь не надо разжевывать, как этот принцип скажется на государственных школах с русским языком обучения… Кстати, в целях и задачах Координационного Совета российских соотечественников напрочь отсутствует вопрос поддержки образования на русском языке.

Что касается предложений "дозоровцев" о проведении рейтингового голосования по кандидатурам нынешних лидеров диаспоры наделении их "полномочиями для переговоров как с властями Эстонии, так и с Евросоюзом и Россией" и придании им легитимности, то непонятно, что в понимании организаторов является этой самой "легитимностью".

Легитимность (от лат. "легитимус"- законный) — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. (Википедия)

Опрос пары сотен посетителей Центрального рынка Таллинна трудно назвать "легитимизацией". К тому же, переговоры возможны, если только другая сторона готова к ним и согласна признать полномочия представителей. Риторический вопрос: "Кто из перечисленных Коробовым трех субъектов готов сейчас к переговорам и согласен признать полномочия?" Всегда считаются с силой (представляю, как испугано вздрогнут, прочитав это предложение, наши рафинированные интеллигенты, как забьются в истерике некоторые "проинтегрированные" и прикормленные властью и как навострят уши обитатели "желтого дома"). Но такова жизнь.

Если представители общины будут четко и ясно понимать свое предназначение, если будут готовы к борьбе, если за ними будут стоять общественные организации, дееспособные и готовые поддержать своих лидеров перед власть имущими, если они будут чувствовать поддержку русского населения, тогда другое дело.

Что делать?

В русской диаспоре созрело понимание целесообразности самоорганизации неэстонского населения, необходимости создания своего представительства, и я хочу здесь поделиться своим видением решения этой задачи. Процесс условно можно разделить на три этапа.

Первым шагом могло бы быть проведение Русского Форума, своеобразного Русского Вече, с приглашением всех желающих: и участников конференции российских соотечественников, и тех кто был отвергнут ее организаторами, и представителей организаций, не рискнувших или не захотевших причислять себя к "соотечественникам", и русских депутатов, и чиновников органов власти различного уровня, независимо от их партийной принадлежности, и отдельных представителей русской диаспоры, авторитетных и компетентных. Надо собрать со всей Эстонии всех неравнодушных. На этом собрании можно было бы определиться с основными вопросами и проблемами жизнедеятельности русской общины, выбрать форму представительства и порядок его формирования. Полагаю, что таким органом могло бы стать постоянно действующее Собрание Русской Общины Эстонии (ПС РОЭ), члены которого будут избираться жителями страны.

Второй этап — проведение выборов в ПС РОЭ. На Форуме можно было бы сформировать Временный Оргкомитет по организации и проведению выборов, который мог бы определиться с избирательными округами и составом региональных избирательных комитетов. Избирательных округов могло бы быть три: Центральный, Северо-Восточный и Южный, с распределением мандатов, к примеру, 30-20-10 соответственно. Региональные списки кандидатов в ПС РОЭ могли бы формироваться путем выдвижения зарегистрированными общественными организациями своих представителей, а также самовыдвижением физических лиц с помощью представления определенного количества подписей в свою поддержку. Голосование должно быть рейтинговое. Кроме выбранных депутатов следует предусмотреть определенное количество мест (10-15 мандатов) для кооптирования в ПС РОЭ тех, чье имя, как говорится, "не на слуху", но кто хочет и умеет работать и, в первую очередь, молодежь.

Третий этап. Постоянно действующее Собрание русской общины Эстонии в свою очередь могло бы сформировать Исполнительный Комитет, члены которого занялись бы в приоритетном порядке решением тех ключевых для общины вопросов и проблем, которые определены Русским Форумом, стать своего рода координационным центром. ПС РОЭ могло бы собираться не реже одного раза в году, ИК — не реже одного раза в квартал.

Я полагаю, что такая структура (ПС РОЭ) могла бы решить многие вопросы, к примеру, те, которые в той или иной степени обозначены в Законе о культурной автономии, а также проблемы со статусом русского языка и развития русского образования, что соответствует требованиям и установкам Европейского союза и Совета Европы.

Члены Исполнительного Комитета могли бы собирать предложения и проекты, обсуждать их, оценивать их значимость и необходимость для диаспоры и формировать План работы на определенный период. Определяются источники финансирования этих проектов и их координаторов. При этом, все должно быть прозрачно и открыто, гласно. Никакого "закулисья" и кулуарности. Тогда не возникнут разговоры о "распиле бабок" лицами, приближенными к ПС, и обвинения эстонских властей в тайном финансировании Россией (или какой либо иной страной) "пятой колонны".

Сами выборы юридически можно будет оформить, как проведение опроса русского населения по определению наиболее авторитетных и влиятельных лидеров русской диаспоры. Выборную кампанию целесообразно провести параллельно с выборами в Рийгикогу.

Повторяюсь, это мое видение пути русской общины к самоорганизации, и я хочу вынести его на обсуждение Форума…

В настоящее время формируется рабочая группа по проведению Русского Форума (Русского Вече) и туда приглашаются все те, кто готов работать по его проведению и согласен с идеей создания представительства русской диаспоры.

Работа очень сложная, но "дорогу осилит идущий…"

Поделиться
Комментарии