Знаменитый российский кинорежиссер Андрей Кончаловский объяснил загадочность русской души одной фразой: "Внешне мы европейцы, а ведем себя как азиаты". Говоря о загадочности ныне правящей российской элиты, слова Кончаловского я перефразировал бы так: выглядят современными и респектабельными, а ведут себя как большевики в тужурках. Правда, тужурочки у них линялые.

Воспользовавшись новыми, модными в ту пору идеями и символами, большевики кровью заново склеили закономерно развалившуюся в общеевропейской смуте Российскую империю. В осадок выпали только Финляндия и Польша. Российский феодализм, став государственным и облаченный в красные одежды, протянул еще долгих семь десятилетий.

У внуков российских большевиков нет модных идей и символов. Они отчаянно цепляются за старое, но оно хоть и хорошо проверено, а не работает. Из разбросанных советских паззлов эти люди отчаянно пытаются хотя бы частично воссоздать утерянное полотно. Но гимн не вернуть в прежнем виде, красное знамя можно пристроить только в армии…

Все явственнее становится непрактичность нынешнего руководства страны, которое еще не так давно воспринималось (по крайней мере, за рубежом) довольно прагматичным. С маниакальным усердием, не взирая ни на какие потери, расшвыриваясь миллиардами, эти люди пытаются как-то сколотить то, от чего нет никакого проку. И на что попросту нет ресурсов.

Горячо нелюбимый как народом, так и многими российскими политиками Анатолий Чубайс понял, что русский обыватель, что с ним ни делай, ностальгирует по империи, пожалуй, не меньше рожденной в недрах советской политсистемы современной правящей элиты. И родил идею "либеральной империи". В принципе, это хорошо известные немецкие и японские песни на новый, российский лад. Тем не менее это вполне прагматичная попытка подстроить традиционную имперскую ментальность россиян к современности. И заставить работать государство не только на воспроизведение имперского мифа, но и на благо собственных граждан. Опыт Японии показывает, что такой сценарий осуществим даже в рамках так полюбившейся российской правящей элите "управляемой демократии".

Суть империи по Чубайсу проста как апельсин: завоевывать экономически; манить, а не прогибать; заняться, прежде всего, своей страной, сделать ее привлекательной для окружающих. Но то ли апельсин чужд российским политическим садам, то ли ненависть к Чубайсу пересиливает любые разумные соображения…

Был ведь уже эксперимент со странами Балтии. Продолжительный и весьма наглядный. Чем сильнее Москва давила на Эстонию, Латвию и Литву, тем дальше оказывалась от поставленных целей. Особенно в Эстонии, по отношению к которой была проявлена максимальная жесткость.

И что? А ничего. Сегодня хорошо проверенные грабли гремят в Грузии и Абхазии. И начинают грохотать на Украине.

Может кто-нибудь объяснить, какое хотя бы моральное (о материальном говорить уже кощунственно) удовлетворение получают россияне от прибалтийских, грузино-абхазских и украинских демаршей Кремля? Или здесь, как и в спорте, главное участие? Пусть даже пиррово…

Сама Россия заброшена собственным руководством. Госбюджет пополняется миллиардами нефтедолларов, а какова их судьба? Большая часть оседает в госрезерве, из бюджетных статей более всего наращиваются расходы на оборону. К президентским выборам Кремль подарил Украине под Януковича без малого миллиард налоговых долларов, а в это время по всей России шипят лопающиеся трубы городских систем отопления. Свыше трех миллионов российских бюджетников до сих пор получают зарплату с большими задержками, в некоторых областях долги по зарплатам за последнее время даже выросли.

По своему граблевому пути идет и российский президент Владимир Путин. Повторяя в чем-то судьбу Михаила Горбачева.

Как мы помним, в свое время советский генсек отодвинул от себя яркое окружение эпохи расцвета Перестройки. К 1991 году его команда состояла в основном из закостенелых партократов. Чем это кончилось, хорошо известно.

Президент Путин заменяет собранную Ельциным и его сподвижниками команду либеральных реформаторов на серых исполнителей своей воли. Но короля, как известно, делает свита. Поэтому Путин начала первого срока президентства и сегодня — две большие разницы, как говорят в одном знаменитом украинском городе. И руководство страны в целом поражает все возрастающей некомпетентностью.

Сохранившиеся пока в правительстве профессионалы с собственной точкой зрения расписываются в неспособности что-либо изменить в тех условиях, которые сложились в России. "Управляемая демократия" российского образца расчистила дорогу руководству страны, но оно пятится назад. Недавнее вручение ордена Почета гэкачеписту Язову — знаковый жест, который гораздо больше говорит о президенте Путине и его взглядах, чем десятки его самых либеральных выступлений.

Непрактичность шагов российского руководства в экономике хорошо видна по макроэкономическим показателям. Промышленность вне добывающего сектора уже несколько месяцев пребывает в стагнации. Если в начале года правительство ожидало двухмиллиардное превышение импорта капиталов над его экспортом, в эти дни оно задается вопросом, превысит ли итоговый минус десять миллиардов долларов.

Россия — наш крупнейший сосед, у многих из нас тесные связи с россиянами, поэтому невозможно смотреть на все происходящее в этой стране с отрешенностью. Любой здравомыслящий эстоноземелец понимает, что нам выгодна развивающаяся Россия, это неизбежно влияет на развитие и самой Эстонии. Однако то, что происходит в России сегодня, не выгодно никому. Ни нам, ни самим россиянам.

От вливаний в Эстонию беглых российских капиталов мы получаем пользы куда меньше, чем могли бы получить в случае нормального развития России и расширения наших экономических взаимоотношений на здоровой основе.

Что печалит больше всего, нынешнее российское руководство никак не хочет учиться на своих многочисленных ошибках и признавать того, что выбранный им путь ведет в тупик. Или даже в пропасть.

Поделиться
Комментарии