В следующую пятницу состоится голосование по вотуму недоверия, который реформисты и социал-демократы хотят предъявить премьер-министру Эстонии Юри Ратасу. Ознакомившись с текстом вотума, хочется сказать, что такого слабого по содержанию, эмоционального и написанного с явной обидой послания от реформистов я давно не припомню. Во-первых, все высказанные в тексте претензии можно было в свое время предъявить самим реформистам. Во-вторых, почти три года в оппозиции явно негативно отразились на политической хватке белок. Толковой оппозиции из них тоже не получается.

Судя по всему, реформисты решили, что задача оппозиции — это нагнетание напряженности и страхов в обществе, создание фона грядущего апокалипсиса и эмоциональных возгласов: ”Куда мир катится?!” и ”Все пропало!” Выглядит все это достаточно непрофессионально и неубедительно. Особенно, если учесть, что за первые сто дней работы правительства премьер-министр доказал, что ему удается удерживать хрупкий баланс.

Да, действительно, в правительстве есть конфликтные ситуации и противоречия. Но учитывая, что в нем собрались партии со столь разными мировоззрениями, опытом и политической культурой, могло ли быть иначе? За сто дней работы правительства, я по-прежнему не согласна с рядом высказываний и действий EKRE и осуждаю их. Но одно дело быть несогласной с политиками из коалиционной партии, а другое — оценивать работу всего правительства и премьер-министра в целом, которые работают для всех жителей Эстонии, а не только для избирателей Центристской партии.

Итак, случилось ли что-то хорошее за минувшие сто дней или эти сто дней — это один беспросветный ужас, как пытаются нас в этом убедить реформисты. Приведу лишь пять пунктов, которые, на мой взгляд, очень важны.

Первое. По данным Департамента статистики, резко сократилось число людей, которые получают зарплату в конвертах. Если в 2010 году зарплату в конверте получал каждый третий работник, то в 2019 году этот показатель не достигает и 5%. Это говорит о том, что вопреки прогнозам реформистов, нынешняя налоговая среда способствует тому, чтобы выплачивать зарплату с учетом всех налогов. Выросло также понимание людей, что зарплата в конвертах негативно отразится на их будущей пенсии.

Второе. Нынешнее правительство одобрило законопроект, согласно которому выпускники основных школ смогут сдать все необходимые экзамены для получения эстонского гражданства уже в школе. Эта поправка коснется больше двух тысяч молодых людей.

Третье. Я давно не припомню министров эстонского правительства, которые не боялись бы поддерживать конструктивные отношения с российскими коллегами. Министр экономики Таави Аас и министр образования и науки Майлис Репс недавно посетили Россию, где встречались с коллегами и обсуждали возможности развития сотрудничества в своих сферах. Кстати, и президент Эстонии Керсти Кальюлайд тоже оказалась не из пугливых и, несмотря на прохладные отношения между странами, встретилась главой РФ.

Четвертое. Предпринимаются шаги для уменьшения очередей к врачам. Благодаря созданию общегосударственной электронной регистратуры пациентам будет проще записаться к нужному врачу-специалисту и больше не будет дублирующих друг друга записей, за счет которых создаются искусственно очереди. На данный момент к системе электронной регистратуры присоединились все больницы Эстонии.

Пятое. Правительством одобрена программа по предотвращению семейного насилия. Это говорит о том, что в нашем обществе кардинально изменилось отношение к этому страшному явлению. На самом высшем уровне объявлено о том, что семейное насилие — это не внутреннее дело семьи, а общенациональная проблема, с которой нужно бороться сообща, а не стыдиться и не замалчивать то, что происходит дома за закрытыми дверями.

А что обещают на этом фоне реформимсты? Собственно, их главное обещание — закрыть русские школы и сады и лишить родителей возможности выбора языка обучения для своих детей. Обещание, скажем, так себе. Очевидно, что в роли оппозиции они пока себя не нашли, но, судя по всему, пока что им придется смириться с этой ролью и поискать более эффективные способы самовыражения, чем объявление вотумов недоверия, в успех которых они сами не верят.

Поделиться
Комментарии