Войти в новый год без груза прошлогодних проблем не получилось. В точном соответствии с указаниями поэта Иосифа Бродского, красавице юбку задрав, мы обнаружили в новом году не новые дивные дивы, а лишь то, что искали. Тем не менее, есть надежда, что наступает подходящий момент для катарсиса. "Посмотрим на свет от пламени свечи и на блеск в глазах своих близких. — Просил нас в новогодней речи президент Тоомас Хендрик Ильвес. — И увидим новую зарю на темном небосклоне". Что ж, посмотрим, коли просят на таком уровне.

Новая заря

Некоторые увидели зарю в грядущей культурной автономии русского национального меньшинства. Возглавляющий фонд "Капитал поддержки русской культуры" юрист Сергей Чуркин подал заявление в Министерство культуры Эстонской Республики на получение разрешения для составления русского национального списка как основы для создания Русской культурной автономии. В лучших традициях "русской" политики в Эстонии Чуркин, отвечая на вопрос о возможном в связи с автономией расколе русского общества, заявил, что не считает раскол чем-то из ряда вон выходящим:

"Конечно, при таком большом количестве русских эстоноземельцев, может быть масса различных взглядов. Однако я не вижу ничего плохого в том, что какая-то часть из них пожелает воспользоваться своим конституционным правом — сохранять свою культуру, свой язык и образование именно в рамках автономии. По-моему, вполне оправданно предоставить желающим такую возможность".

На темном небосклоне забрезжило время раздела общественных должностей и государственных денег. РКА, несомненно, полезное учреждение, но исключительно для тех русских, которые представляют из себя национальное меньшинство в Эстонии, т.е. для правопреемных граждан. Полезное начинание отнюдь не отвечает основным потребностям русской общины, большинство которой составляют натурализованные граждане Эстонской Республики и лица без гражданства.

Таким образом, путь культурной автономии не представляется приемлемым для общины в целом, по крайней мере, до тех пор, пока в понятие "национального меньшинства" не будут включены все местные русские, разумеется, за исключением граждан Российской Федерации.

Заря на темном небосклоне

Иным видится путь известному политику и общественному деятелю Владимиру Лебедеву. Он видит выход в том, чтобы в условиях эстонского государства новой идеологией русского общественно-политического движения стало раздельное проживание — сегрегация:

"Лозунг движения может быть простой: "Не можем жить вместе, будем жить рядом!". В принципе, сегрегация в Эстонии в неявной форме уже существует, причем давно. Я считаю, что она требует ЛЕГАЛИЗАЦИИ".

Понятно, что Лебедев изрядно погорячился, вламываясь в открытую дверь. Мы живем в государстве, реализующем на практике институциональную сегрегацию по национальному признаку. Согласно определению БСЭ, институциональная сегрегация осуществляется во всех сферах жизни общества — в школе, университетах, больницах, сфере обслуживания, на транспорте и т.д.

В нашем случае мы имеем законы, писанные отдельно для граждан и неграждан. До недавнего времени мы имели министра без портфеля, ведавшего нашими проблемами. Есть специальный департамент, который в первую очередь департамент миграции и лишь во вторую очередь департамент гражданства. Есть языковая инспекция, которая только для нас, но не для самих эстонцев. Есть практически полный набор параллельных учреждений, включая прессу, раздельное дошкольное воспитание и школьное образование. Все это и даже больше давно легализовано, и нет необходимости изобретать велосипед с квадратными колесами.

Блеск в глазах

Однако путь, который предлагает Владимир Лебедев, это отнюдь не путь самоизоляции в попытке сохранить этническое воспроизводство, язык и культуру. То, что предлагает нам Лебедев, имеет точное определение — это путь ненасильственного сопротивления в духе Махатмы Ганди. Может быть, кто и купился на предложение "автономии в мозгах", но практические разработки института Альберта Эйнштейна, который, например, стоит за всеми без исключения цветными и цветочными революциями, везде в мире пахнут дурно.

"Ничто не мешает нам НЕ покупать товары без информации на русском языке. — Призывает Лебедев. — Мы вправе НЕ посещать магазины, ателье, мастерские, где нас не могут или не хотят обслуживать на русском. Мы имеем полное право выбирать себе врача, который не выкинет наш паспорт в урну только за то, что пациент обратился к нему на русском языке. Мы можем НЕ сотрудничать с фирмами, руководство которых главным критерием профессионализма работника считает его национальность".

Например, давайте откажемся от покупки эстонского молока. Легко! Однако другого молока у нас нет. И от хлеба эстонского откажемся, будем покупать исключительно импортное печенье. Еще можно не оплачивать счета за эстонское отопление, воду и электричество. Можно вообще не общаться с эстонскими чиновниками и бойкотировать государственные учреждения. А еще можно с блеском в глазах отказаться от эстонских пенсий и пособий, и воздухом не дышать. Не правда ли, забавный путь "параллельного существования"?

При ближайшем рассмотрении "параллельность" по Лебедеву выглядит как самое настоящее сопротивление, целью которого является достижение гражданского равенства. Именно за это самое в самой демократической стране мира укокошили афроамериканского борца за равные права Мартина Лютера Кинга. "Параллельное существование" по Лебедеву — это фактически тот же курс на сближение, но осуществляемый из специального центра самыми настоящими силовыми методами и требующий определенного уровня самоорганизации русской общины. А если процесс "сопротивления" оседлают нынешние "лидеры" местных российских соотечественников с их идеями "защиты и поддержки" и местные "антифашисты", то жди большой беды.

Параллельное существование повлечет за собой обострение межнациональных отношений, как только первые плоды ненасильственного сопротивления станут зримыми.

Пламя свечи

Крикуны и печальники, не готовые поступиться великорусской гордыней, ради русского национального процветания в Эстонии и национальной гордости, видят в сближении с эстонцами лишь вариант капитуляции — сдачу всех позиций и добровольную ассимиляцию. Однако предлагаемый ими курс на самоизоляцию является бессмысленным и пагубным. Если с порога не отрицать всего того, что нам пока еще предоставляет эстонский вариант национальной демократии, то ее "силу" вполне можно использовать на пользу общине.

Вот один забытый, но достаточно актуальный документ, который уместно вспомнить сегодня:

"Пора уточнить понятие "народ". Ядро нашего народа — это те, кто говорит на эстонском языке, кто здесь родился и вырос, и кто более или менее постоянно здесь живет. Однако это лишь ядро. К народу относятся и те, в отношении которых справедлива лишь часть данных условий. <…> Это распространяется на тех людей в Эстонии, которые приехали сюда из разных мест и хотят стать эстонцами, выучив эстонский язык. Как обстоит дело с мигрантами, не достигшими этой степени сознательности? В наших интересах привлечь к себе и их. Великие народы превратились в великие именно путем интеграции. Наша цель не численное превосходство, однако, надо обязательно быть готовыми и к интегрированию — не стоит опасаться этого. Культ "чистоты крови" не только сомнителен с точки зрения этики, не только комичен исторически, но и почти опасен с точки зрения выживания. Выбор у нас есть: быть смешанным народом или стать народом вымирающим. Пять лет — вот тот ценз, который введен для получения гражданства во многих иммиграционных государствах. Так давайте и мы скажем тем, кто прожил в Эстонии столько же и больше: "Отныне вы эстонцы" и пусть оспаривают, это их дело. Мы же будем звать их на эстоноязычные мероприятия и оставим на их совести невежливые отказы от приглашений. Будем интегрироваться.

С другой стороны, совершенно ясно, что иммиграционные возможности страны ограничены как экономически, так и в культурном отношении. <…> Главное все же, чтобы делалась разница между "эстонцами" и новыми, излишними переселенцами. Желательно также, чтобы иммиграция была разнообразной. От Финляндии до Болгарии и от Польши до Таджикистана — это обогатит культуру и облегчит интеграцию".

А вот еще одна короткая цитата, касающаяся этических проблем политической активности:

"Нормализация национального состава доминирующей партии предъявляет свои требования и к беспартийным: при необходимости они должны быть готовы вступить в партию".

Автор этого "тридцатилетнего плана" развития Эстонии никто иной, как известный в прошлом ученый, политолог и политик Рейн Таагепера. Спланировано еще в 1971 году, но актуальности своей не потеряло. Во всяком случае, этот план в Эстонии способен конкурировать с разработками института Альберта Эйнштейна. Пламя зажженной Таагепера свечи еще не погасло, а его идеологические и политические наработки можно уточнить и реализовать сегодня. За практически полным отсутствием своих общинных философов и теоретиков ранний Таагепера вполне сгодится, но только отнестись к нему и его наработкам следует серьезно.

Нас перестали звать на эстоноязычные мероприятия? Ничего, мы придем сами! Постоим у стеночки, послушаем, выводы сделаем. Придем и нормализуем национальный состав эстонских партий, начиная с IRL, социал-демократов и реформистов — то-то будет славно! И все это со ссылкой на Таагепера. Вот старик удивится, когда станет для русской общины самым настоящим мессией! Будем по любому поводу цитировать план Таагепера, как некогда цитировали классиков марксизма-ленинизма. Ранний Таагепера по праву заслужил поясной портрет в парадном зале РКЦ, хотя и разглядели мы его с большим опозданием.

Выбрать правильный курс

Мы должны понять, что сейчас решаем уже не за самих себя — свое мы уже потеряли, и даже не за наших детей, которых мы определили в безвременье, а за внуков и даже правнуков. Курс на конфронтацию в любом виде лишит их преимуществ нормального этнического воспроизводства, потому что сегодня мы не способны ни власть с эстонцами разделить, ни осознать свою ответственность перед будущим. Благодаря жадности и глупости поводырей, выдававших себя за лидеров, добиваться гражданского равенства русской общине придется теперь долго. Сколько — не знает никто. Однако начинать этот путь нужно было еще позавчера.

Поделиться
Комментарии