Я вижу одну, без сомнения положительную, сторону в таком исходе. Эстонское общество скачкообразно, за какие-то месяцы сумело европеизироваться в том смысле, что избавилось от очередной порции, и очень большой, своих этнических комплексов. Супер-националисты потерпели фиаско. А ведь не прошло и 10 лет, как они, одурманив народ русофобией и сладким словом "свобода" восстановили в стране независимость.

Не в свои сани не садись

Впрочем, их поражение вызывает и уважение, так как они остались верны, пусть сегодня очевидно ошибочной, но идее мононационального государства. Чего не скажешь о сытых лидерах в стане победителей, которые во многом ринулись в Евросоюз (ЕС) не из-за идеи или народа, а из-за денег. Европейская цивилизация замечательная штука. Но в нее, в отличие от такой организации, как ЕС, в одночасье не вступишь. Тут не годы нужны, десятилетия, века. А потому можно говорить лишь о формальной победе сторонников вступления в ЕС. Почему формальной? Да потому, что хорошие законы и реформы не будут работать, если они оторваны от жизни. Также как и те, что уже заимствованы нами у Европы, но они пробуксовывают. Короче, нам еще далеко до Европы. И как тут не вспомнить высказанную в отношении бегущих от Советов на Запад мещан реплику профессора из пьесы "Любовь Яровая" — "Пустите Дуньку в Европу!".

Другое дело, насквозь демократическая Швеция, вступившая в ЕС в 1995 году. Народ этой страны, даже восемь лет спустя, высказался против единой валюты евро. И не из идейных или эмоциональных соображений, а трезвого расчета.

У нас же одни грезы. Старшее поколение уже в третий раз слышит сказки о "светлом будущем". Обещали коммунизм к московской Олимпиаде, обещали рай независимости, но каждый раз народ кидали. Теперь нас кормят благами от западной цивилизации.

Хотя, по большому счету, несмотря на всю меркантильность наших сторонников ЕС, вступление в этот союз Эстонии обьективно полезно для нашего государства и общества. Мы будем европеизироваться (становиться цивилизованными не только в экономическом плане) намного быстрее, чем до сих пор, когда мы варились в собственном соку.

Воля народа

Впрочем, тут важна принципиальная оговорка, которую громко произносить не смеют. В который раз преобразования совершаемые из самых благородных намерений будут реализованы, что говорится, через колено.

Могут сказать, что референдум выразил волю народа. Но помножим процент голосов участвовавших в выборах (две трети, причем, заметьте, без участия "серопаспортников", являющихся не классическими иностранцами, а постоянными жителями страны) на тех кто высказался в пользу Евросоюза. Получится интересный результат — 4/9 (2/3х2/3), то есть меньше половины даже от тех, кто имел право участия в голосовании. И организаторы триумфа в туне жалеют, что не дотянули до заветной черты.

Кстати, отстранение более 250 тысяч неграждан, но постоянных жителей страны, от решения их собственной судьбы никак не свидетельствует о демократичности нашего общества. Такое повторяется уже не раз. Но Европа молчит.

Интересно, что один видный западный ученый-обществовед, считает выборы отнюдь не демократическим способом принятия решений. А в эпоху всеобщей компъютеризации мнением голосующих можно манипулировать не только до выборов (вспомните недавнюю госрекламу, да еще и на наши же деньги), но и в момент подсчета голосов. Для этого достаточно вставить чип в компъютер и нехитрая программа выдаст любой заказанный результат, причем будет выглядеть достаточно обьективно, чтобы не смущать публику. При этом работники республиканской избирательной комиссии и знать об этом ничего не будут.

Мне могут возразить, напомнив Швецию, в которой в тот же день, что наш референдум, был дан отлуп евро. Но, во-первых, эта страна глубоко демократическая и дикие методы тут не пройдут, во-вторых, не забудьте убийство министра иностранных дел Швеции накануне голосования и как цинично оно было использовано сторониками евро для того, чтобы перетянуть одеяло общественного мнения на себя.

Раскладка "валетом"

Еще сравнение. Евроскептики убедительно показали, что 310 тысяч жителей выиграют от вступления в ЕС, 580 тысяч — проиграют. Заметьте, станут жить хуже, чем сейчас, а не также, как сегодня. То есть получается та же раскладка, только "валетом" — треть и две трети. Разве не смущает, что треть тех, кто будет жить хуже, голосовала "за"?

Есть все основания предполагать, что власти пошли ва банк. Проигрыш на референдуме стал бы не только обманом надежд за последние годы изрядно потратившихся на нас спонсоров в самой Европе. Ведь на Западе за все надо платить, иначе — суровое наказание (банкротства, дискредитация в прессе, государственный перевороот).

И еще, провал референдума грозил внеочердными парламентскими выборами, что никак не входило в планы правящей коалиции и их патронов на Западе. Для г-д Партса и Калласа итоги референдума были вопросом жизни и смерти, разумеется, политической.

Русская карта

То, что у них на уме, сразу после референдума высказали в Лондоне эксперты Би-Би-Си: "Итоги референдума в Эстонии положили конец всякой зависимости Эстонии от Москвы". Вот она, истинная идейно-политическая подоплека заинтересованности Запада. Для них наша интеграция в томящуюся сейчас от экономических кризисов Европу — это гарантирование своего рынка. А еще — буфер от "русского медведя". На всякий случай.

Могут сказать, мол, перегибаю палку: при чем тут Россия? Но, во-первых, эстонское общество на самом деле с опаской поглядывает на восточного соседа. А, во-вторых, посмотрите, с каким завидным постоянством Сийм Каллас, Эндель Липпмаа и эстонская пресса грозили нам возвратом в лапы дикой России, если скажем "нет" ЕС.

Так, видите ли, первому не нравится еще и гимн России, мол, унижает он его воспоминаниями о сталинском прошлом. Интересно, а гимн Франции "Марсельеза" (песня Великой Французской революции), также запятнанный кровью, не оскорбляет слух бывшего главы национального банка, со счета которого были переправлены в неизвестном направлении 10 миллионов долларов народных денег?

Но русофобия получает распространение и среди неэстонцев. На этом можно не плохо устроиться в нашем мононациональном государстве. Угодничество доходит до абсурда.

Пример. Вечером 14 сентября на Радио-4 ведущий Ильдар Низаметдинов, комментаторы Илья Сунделевич и Эльконд Либман посчитали первой причиной низкого процента голосовавших "за" в Ида-Вирумаа и на юго-востоке Эстонии… соседство с Россией?! Их не остановило даже то, что такого же порядка показатели были в центральных уездах и даже на Сааремаа, куда уж, западном уезде Эстонии. Или тут сказалась близость Швеции с ее негативным отношением к евро?

И только Эльконд Либман, правда, робко, добавил, что причиной низкого процента является и бедственное социально-экономическое положение, особенно восточных уездов страны.

Еще пример. Иван Макаров, которого в его высокопрофессиоональных музыкальных передачах часто заносит из-за пристрастия к самодеятельному политанализу, ну, просто рассмешил. Эстонская пресса обиделась на то, что до сих пор нет официального приветствия российского правительства. А Иван Макаров в угаре верноподданичества назвал в передаче Радио 2 выраженное министром внутренних дел России Грызловым одобрение итогами нашего референдума "бредом сивой кобылы". Видите ли, негоже России оценивать наши действия. Но отчего г-ну Проди гоже?

Так зачем, пусть даже безнаказанно-примитивно разыгрывается русская карта? А это от того, что русофобия косвенно, но работает на пропаганду западного образа жизни.

ЕС еще не Европа

И последнее. Почему у людей не вызывали сомнений призывы к вступлению в ЕС, раздававшиеся из стана бизнесменов и работодателей? Ведь им придется подчиниться европейским социальным нормам. Придется соблюдать трудовое законодательство, ратифицировать огромное количество статей Европейской социальной хартии, которые Эстония еще не ратифицировала. А еще придется судиться с европейскими профосоюзами, которым наши не чета.

Ответ один — работодатели уверены, что социализация нашей жизни будет снова отложена. То есть процветание бизнесменов будет, как и прежде, основываться на недоплате работникам, широкой практике неоплачиваемых сверхурочных и т.д. и т.п. И обратите внимание, ЕС молчит по этому поводу или намекает на то, что решение социальных вопросов — внутреннее дело самой "колонии" ЕС, в которую, правда, в цивилизованную, добровольно превращается Эстония.

Поделиться
Комментарии