Тема "единого русского списка" является весьма болезненной и для русской общины Эстонии и для эстонского государства. Если государство вполне обоснованно не желает единого русского списка и предпринимает титанические усилия к тому, чтобы его не было, то сама община вообще не прилагает никаких усилий к тому, чтобы он был. И, тем не менее, тема с завидной регулярностью предъявляется к дискуссии.

После самоликвидации Объединенной народной партии (именно ликвидации, поскольку растворение в Левой партии далеко от равноправного слияния) монополистом "единого русского списка" стала Русская партия Эстонии под водительством Станислава Черепанова. [Трансформацию ОНПЭ в Конституционную партию автор рассматривает в качестве первого реального шага к самоликвидации.] Однако нет никакой надежды на то, что Черепанов сумеет реализовать весь потенциал "единого списка". Более того, есть все опасения, что РПЭ выступит могильщиком списка.

После того как РПЭ освободилась от Николая Маспанова, неоднократно обвинявшегося в самоуправстве и даже бонапартизме, партия перестала представлять собой самостоятельный субъект политики. Чаще всего она выступала в качестве противовеса ОНПЭ и "русским" спискам как таковым. РПЭ активно противостоит русской общине, пытаясь продвигать идею русской культурной автономии, сводящей на нет естественные интеграционные процессы внутри общины. Таким образом РПЭ выступает в роли инструмента, препятствующего самоорганизации русских и действует (существует!) лишь в интересах структур, которые олицетворяют сегодня эстонскую государственность.

В предстоящем году мы станет свидетелями и участниками сразу двух политических шоу — выборов в Европейский парламент и выборов в местные самоуправления. Предвижу возражение. Конечно, не все имеют право голоса на европарламентских выборах, но все мы будем, так или иначе, участниками этого фарса. Именно в такой связи тема "единого русского списка" и списков вообще становится чрезвычайно актуальной. Со дня на день начнется охота за голосами протестного электората, под которым подразумевается контингент инородцев, постоянно проживающих в Эстонии, и, в первую очередь, русских.

Некоторое время назад мне предложили довольно оригинальную концепцию "единого русского списка" — списка от противного. Идея заключается в том, чтобы общими усилиями создать список политиков (и претендующих на роль политика), за которых не следует отдавать голоса ни при каких условиях. Поначалу идея не вызвала у меня энтузиазма. Однако свобода слова подразумевает, что любые идеи, даже самые что ни на есть сумасшедшие, могут быть высказаны публично, ибо каждый, на кого распространяется право на свободу слова, имеет право не только высказываться, но и быть услышанным. Именно по этой причине я согласился предать список огласке.

Должен признать, что с большей частью предложенных в список кандидатов я не имею чести быть знакомым лично, потому комментарии к именам (описания заслуг и незаслуг) я опускаю и от цитирования любых пояснений воздерживаюсь. Я не имею намерения причинить какой-либо вред кому-либо из поименованных ниже людей, я лишь озвучиваю чужие предложения в алфавитном порядке (последовательность фамилий в списке не имеет рейтингового значения). Для удобства осмысления список разбит на четыре условные группы. (Количество голосов, поданных за того или иного кандидата в список, существенного значения не имеет и влияет только на соотнесение с одной из четырех групп).

Единый русский список для выборов любого уровня

Анна-Мария Галоян — абсолютный лидер.

В лидирующей группе: Владимир Вельман, Сергей Иванов, Татьяна Муравьева, Ольга Сытник.

С небольшим отрывом от лидирующей группы: Яак Авиксоо, Андрус Ансип, Денис Бородич, Андрей Заренков, Макс Каур, Евгений Криштафович, Март Лаар, Максим Рева, Эдгар и Вилья Сависаар, Николай Стельмах, Март Хельме.

От трех до пяти упоминаний: Виктор Андреев, Александр Аполински, Владимир Афанасьев, Георгий Быстров, Анатолий Егоров, Виктор Васильев, Владимир Иванов, Валерий Корб, Виктор Ланберг, Михаил и Алексей Лотманы, Наталия Маллеус, Николай Маспанов, Дмитрий Михайлов, Нелли Привалова, Аркадий Присяжный, Евгений Томберг, Александр Цукерман, Станислав Черепанов, Маргарита Черногорова, Сергей Юргенс, Эльдар Эфендиев.

Одно упоминание: Родион Денисов, Владимир Дроздов, Владимир Илляшевич, Тоомас Хендрик Ильвес, Тунне Келам, Димитрий Кленский, Марью Лауристин, Леонид Михайлов, Юрий Мишин, Эдуард Одинец, Игорь Писарев, Ольга и Сергей Сергеевы, Михаил Стальнухин, Павел Старостин, Игорь Сумарок, Геннадий Сухов, Сергей Теплов, Лариса Шкурат.

* * *

Бросается в глаза, что в предложенном списке количественно лидируют политики неэстонцы или эрзац эстонцы. Еще одна особенность предложенного списка — смешение действующих политиков и людей, отошедших от реальной политики — Маспанов, Присяжный, Старостин, Михайлов, Писарев, и т.д. Единственное объяснение, которое я могу предложить, принадлежит Борису Гребенщикову, который однажды заметил, что длинная память хуже, чем сифилис, особенно в узком кругу. :)

Без всякого сомнения, список может быть динамичным. С одной стороны, он может быть значительно расширен за счет новых предложений, а с другой стороны, скорректирован в пользу изъятия из него некоторых имен. Например, упоминание Т.Х. Ильвеса представляется мне анекдотичным. По окончании президентского срока он вряд ли станет баллотироваться в члены местного самоуправления.

Итак, проект "единого русского списка" есть, и делайте теперь с ним все, что хотите. Я возвращаю вам то, что вам принадлежит по праву — власть. Упорядочивайте мир вокруг вас на свой лад, ибо вы имеете на это полное право. Как это там, у Джона Леннона: Power to the people, right on!

Поделиться
Комментарии