Плакат "Свободу не украдешь", который так напугал нарвские власти, напомнил мне одну историю. Недавно я получил письмо от знаменитого беларуского узника совести Змитера Дашкевича, который сидит в исправительной колонии №13 города Глубокое Витебской области. Письмо совершенно обычное: за поддержку беларуских политзаключенных Змитер благодарит группу поддержки Беларуси, эстонских дипломатов, президента Тоомаса Хендрика Ильвеса и министра иностранных дел Урмаса Паэта, с которым он встречался до ареста.

Необычным было в этот раз то, что Змитер нарисовал на конверте национальный флаг Беларуси — бело-красно-белый. Но этот рисунок, сделанный красной шариковой ручкой, рука неизвестного тюремного цензора закрасила черным фломастером. В свободную Эстонию конверт пришел уже с бело-черно-белым триколором, где из-под черной краски лишь местами проглядывали небольшие красные линии.

Иллюстрация получилась настолько хорошей, что я теперь постоянно ее использую на различных мероприятиях, посвященных Беларуси, чтобы показать, какова в действительности обстановка в стране под диктатурой Лукашенко.

"Исполком" (не) дает добро

Нарвские градоначальники тоже не терпят, когда на вверенную им административную территорию является человек, который начинает пропагандировать свободу, не имея на это специального разрешения "исполкома".

Когда дитя свободы Юку все же вывесил свой лозунг на стене бастиона "Виктория", на место, по утверждению "Актуальной камеры", явились какие-то типы на двух черных джипах, которые сбросили плакат. Вице-мэр Нарвы Александр Людвиг заявил, что это были "простые и неизвестные жители Нарвы", после чего созвал на следующий рабочий день "аппаратное совещание" (термин времен КПСС до сих пор официально используется в документах Нарвской мэрии и означает обычное заседание горуправы) с целью определить наказание для Юку-Калле Райда.

Не нужно больше ездить в Россию или Беларусь, чтобы увидеть настоящий Советский Союз — в собственной стране, оказывается, есть советский эксклав во всей красе. Должен признать, что меня глубоко поразило, насколько точно — до малейших деталей — в нарвском самоуправлении воссоздана советская административная система. Особенно учитывая, что эти самые чиновники во время распада коммунистической империи были детьми. Александру Людвигу было, например, только 11 лет.

Из политической ситуации в России есть три выхода, сколько у нарвитян?

Но тут аппаратчики столкнулись с маленькой проблемой. Дело в том, что участники "аппаратного совещания" хотели свалить ответственность за административное дело на плечи полиции. Но представитель Департамента полиции и погранохраны объяснил товарищам, что эстонская полиция защищает народ Эстонии и правовое государство, поэтому исходит в своей деятельности только из положений закона, который, в свою очередь, не позволяет наказывать людей по простой прихоти исполнительной власти.

Товарищи были настолько удивлены, что до сих пор не могут принять никакого решения. Их замешательство, разумеется, можно понять, поскольку за речкой наказания оппозиционерам назначают именно на таких вот "аппаратных совещаниях", взять хотя бы дело этих несчастных Pussy Riot. Почему же в Нарве должно быть по-другому?

Вице-мэр Людвиг заявил, что организаторы плакатной акции пренебрегли мнением 63 тысяч жителей Нарвы. Что все нарвитяне, как один, как в старые добрые времена, осуждают действия Райда. И черт с ним, что в Нарве живет 61 тысяча человек! Отцы города считают их настолько бессмысленным стадом баранов, что не утруждают себя даже тем, чтобы запомнить точное число "поголовья".

На этом фоне совершенно неудивительны результаты недавнего опроса нарвской молодежи, проведенного Балтийским исследовательским центром. Они показали, что 95,7% школьников не верят или, скорее, не верят, что они могут повлиять на политику или конкретные решения в родном городе. 14,3% из них вообще не желают участвовать в политической или общественной жизни, поскольку их мнение так и так никого не интересует. 79,3% хотят навсегда уехать из Нарвы после окончания школы. В анкетах даже написали, что готовы жить в любом месте, кроме Нарве, и что Нарва — это дыра алкоголиков и наркоманов.

В России говорят, что из сегодняшнего политического положения в стране есть три выхода — это Шереметьево, Домодедово и Внуково. Четыре пятых молодых нарвитян видят два выхода: Таллиннское и Петербургское шоссе. Юку-Калле Райд показал, вывесив над Нарвой знамя свободы размером 24х8 метров, что есть еще и третий путь. Но по этому пути предстоит пройти не Юку, этот путь могут избрать только сами нарвитяне. Только в их силах показать, где на самом деле заканчивается наша свобода: на границе Эстонской Республики или на пару километров западнее, перед табличкой с названием "Нарва".

Поделиться
Комментарии