Глава первая нашей Конституции — ”Общие положения” — в своей первой статье гласит, что ”Эстония — самостоятельная и независимая демократическая республика, где носителем верховной власти является народ”. Замечательно. Чувствуешь, как расправляются плечи, гордо сверкает взгляд, поступь становится тверже.

Продолжим чтение. ”Глава третья. ”Народ”. Статья 56. Верховную государственную власть народ осуществляет через граждан, обладающих правом голоса:
1) путем выборов в Рийгикогу;
2) путем референдума (всенародного голосования)”.

Взгляд тухнет. Шаг сбивается. Оказывается, уже не весь народ Эстонии является ”носителем”, а только граждане, остальная часть народа — уже вроде балласт, мешающий движению вперед. Но, поскольку граждан все-таки больше, чем прочих, то помеха, с точки зрения большинства, вроде как не очень существенная. Ну, допустим.

Но ведь есть еще момент. Оказывается, власть-то реализуется через избранных в Рийгикогу и через референдум. Последний, кстати, инициируется по решению Рийгикогу. То есть властная цепочка выглядит уже не так категорично и просто. Появляются передаточные звенья. Стало быть, чтобы народ действительно мог властвовать в своей стране, ему надо очень-очень внимательно приглядеться к процессам, которые формируют Рийгикогу (у нас республика — парламентская).

Вот я как часть народа и пригляделся. И вычитал в Конституции следующее. Каждый из наших избранников, в соответствии со статьей 62-й, ”не связан мандатом и не несет юридической ответственности за голосование и политические заявления в Рийгикогу или его органах”. Иными словами, он может говорить все, что угодно, и ничего ему не будет. Если я, гражданин Эстонии, в своей стране несу ответственность за все, что скажу, то депутат — безответственен. Народ даже спросить с депутатов ничего не может. Вот простое дело. Детское пособие на первого и второго ребенка. Сегодня, как и десять лет назад, это 19 евро и 18 центов в месяц. А объем госбюджета за это время вырос в два с половиной раза, а покупательская способность в 19 евро сократилась фактически до 12. С кого спросить? Не во время избирательной компании, а хотя бы после окончания выборного срока, а? Получается, не с кого…

Все это мы с вами приняли на референдуме 28 июня 1992 года. А вступила в силу Конституция уже через четыре дня — 3 июля. Понять это можно — так сказать, угар независимости, идеализм, вера в лучшее и т.п. И вот уже двадцать с лишним лет вся эта система работает, мы участвуем (не участвуем) в выборах.

Вся наша жизнь — это прямое следствие работы Конституции, принципы которой реализуются законами, принятыми Рийгикогу. Кстати сказать, во времена первой республики Конституций было несколько: временная 1919 года, 1920 года, 1933 года (переработка Конституции 1920 года), 1937 и 1938 годов. За восемнадцать лет — пять Основных законов. Плюс еще две редакции Конституции советской. Мудры были предки — изменились условия, появилось что-то или ушло, поменяем Конституцию.

Мы — не они. Лады. Вернемся в выборам в Рийгикогу. И сформулируем гипотезу, возникшую после чтения Конституции 1992 года. Извлечь парламентария из законодательного процесса избирателям невозможно. Совсем. Даже референдумом. Причем референдум избирателям устроить тоже невозможно — это прерогатива Рийгикогу.

Подытожим. Современная избирательная система в Эстонии — это система коллективной безответственности, с одной стороны. А с другой стороны, это система диктатуры безответственности. Члены партии, назначаемые в Рийгикогу, ни за что не отвечают, но определяют все стороны нашей повседневной жизни. И все привыкли, и большинству удобно. Может, пока не наступил март 2015 имеет смысл что-то поправить?

И вот еще банальность. О ней все знают, но мало кто осознает. Есть исключительные депутаты, которых выбирают персонально и конкретно, которые не имеют ”запасных” и которые могут хоть как-то контролировать эстонскую власть во всех ее проявлениях. Это независимые депутаты Европарламента от Эстонии. Строго говоря, выборы в Европарламент — это единственные выборы в Эстонии, где избиратель отчетливо понимает: тот, за кого он проголосовал, будет работать именно депутатом.

А вообще… Вот такие у нас выборы, депутаты, Конституция. Как выбираем, так и живем, к сожалению.

Поделиться
Комментарии