Горбачевская перестройка началась с послаблений в области, прежде всего, экономики, а затем и в идеологии: разрешили частное предпринимательство (кооперативы, ИТД не в смысле "и так далее", а как Индивидуальная Трудовая Деятельность); постепенное, но последовательное сокращение запретных для публичного обсуждения тем (это – уже гласность), и далее в том же роде.

Эстонская перестройка-2019

ознаменовалась послаблениями в сфере злословия по адресу всех и всяческих меньшинств.

До экономики пока не добрались, хотя коррумпированным олигархам уже пора трепетать, но вот с гласностью все в порядке. То, что прежде считалось столь же неприличным, как испортить воздух в обществе, стало практически нормой. Автора фразы о «ста пятидесяти тысячах паразитирующих тибл» вводят в состав совета Национального телерадиовещания (ERR) – самого влиятельного общегосударственного канала распространения социально значимой информации. Человека, который восхищался опытом Гитлера, избирают членом парламента. Первым замом главы правительства, а по сути «серым кардиналом», стоящим за спиной принца-консорта и дергающим за ниточки, становится человек, искренне верящий в консприрологическую сущность властной системы и всемирный заговор всех против всех и, в частности, против маленькой, но гордой Эстонии.

Еще в прошлом году этот человек, ныне возглавивший одно из силовых министерств, откровенно назвал Юри Ратаса Хельме «марионеткой, которая должна будет сделать то, что ей велят». Правда, под теми, которые «велят», тогда подразумевалась Бильдербергская группа, занимающаяся развитием трансатлантических отношений. Именно приглашение эстонского премьер-министра на встречу в ее рамках и подвигло старшего Хельме на процитированную выше оценку, поскольку, как считает лидер EKRE, данная группа оказывает влияние на формирование мирового правительства. Но коли трансатлантические кукловоды могут дергать за ниточки нашу «марионетку», то почему бы и нам самим не попробовать делать то же самое?

Видимо, именно для этого Март Хельме и удостоился со стороны «марионетки» быть приглашенным к участию в формировании коалиции…

Перестроечного во всей этой истории, вроде бы, немного. Но это только на первый взгляд. Все дело в том, как толковать понятие "перестройка". Можно из старых казарм сделать вполне приличные коттеджи или кондоминиумы (как, к примеру, поступают сегодня многие строительные фирмы, трансформирующие старые промышленные здания в современное элитное жилье). А можно из добротных комфортабельных построек сделать те же казармы, а то и вовсе тюремные бараки.

Умные не нужны, нужны послушные

Что же касается оппонирующей стороны, то тут с гласностью еще проще. Иллюстрация: практически одновременное увольнение из различных изданий нескольких ведущих журналистов, которые не поспешили сменить свои взгляды на те, что ныне в мейнстриме. И хотя официально утверждается, что никто их увольняться не вынуждал, а тем паче – не лишал должности принудительно, но только очень прекраснодушный человек может поверить в такие объяснения. На самом деле это означает только одно: власть использует метод мягкого (пока?) выдавливания. То есть кости не ломают и зубы не выбивают…

Адвокаты нынешней коалиции оперируют такими аргументами: дескать, если бы центристы пошли на союз с реформистами, то было бы еще хуже, а так, все-таки, удалось внести в коалиционный договор пункты, против которых Партия реформ выступает категорически. Например, о том, что родившиеся в Эстонии дети больше не будут апатридами, и гражданство им будет гарантировано; о том, что государство будет всячески помогать получению эстонского гражданства желающим; о возможности обучения на русском языке, при этом выбор самих детей и родителей будет уважаться.

Не тешьте себя иллюзией, товарищи. Вас покупают за грошовый пряник, за аляповато раскрашенный конфетный фантик, внутри которого в лучшем случае ничего нет, а в худшем вас там ждет изрядный кусок какашки. А тот факт, что эти "покупатели" с легкостью необычайной отказываются от собственных слов и посулов, в доказательствах не нуждается: надо только внимательно слушать и читать, ЧТО они говорят сегодня, и не лениться сравнивать с их же вчерашними (ну, позавчерашними) высказываниями.

Впрочем, не все так безнадежно. Кое-какие бреши в возводимой ультраправыми Великой консервативной стене все-таки имеются, и могут быть умноженными. Если, конечно, не предаваться вселенской скорби и все-таки шевелить мозгами и руками.

Комара можно прихлопнуть щелчком

Если только не ждать, пока из комара вырастет птеродактиль. Или хотя бы хичкоковские "Птицы".

Вынужденное отречение Марти Куузика от министерского "престола" и – редчайший случай! – невыплата ему при этом формально причитающейся компенсации в размере тридцати одной тысячи евро за один день работы – стало в определенном смысле добрым знаком: получается, что общественное мнение что-нибудь да значит. Хороший щелчок по носу ультраправым: после него уже несколько однопартийцев несостоявшегося министра отказались от высокой чести занять так скоропалительно освобожденный им пост. Мотивация: нежелание стать вслед за Куузиком жертвами сплетен, клеветы и наветов. Но можно ведь допустить и другую трактовку: значит, есть что скрывать и чего опасаться; значит, рыльце-то в пушку?..

Праворадикальные национал-консерваторы – это очень сильные оппоненты, недооценивать их не просто нельзя, а опасно. Но в качестве таковых они и в ответ признают только силу. Призывы к умеренности, к гуманизму "с человеческим лицом" и к общепринятым ценностям в виде прав и свобод – пустая трата времени и сил. Случай с Куузиком еще раз подтвердил эту истину.

Кстати, кроме "чисто конкретного" результата эта ситуация имеет и еще один полезный итог. Наконец-то внимание социума вплотную привлечено к такой сложной и трудно поддающейся однозначному решению проблеме, как домашнее насилие. И теперь важно не утратить высокий накал общественного мнения, не дать угаснуть решимости приступить, наконец, к искоренению этого зла.

Но вернемся к "министру на сутки". Дело, конечно, не в конкретном человеке и не в этом единичном факте. Никто не может с точностью предугадать, где и когда еще возникнет что-то в этом же роде. И не обязательно только по поводу домашнего или какого-либо иного физического насилия. А "паразитирующие тиблы" чем лучше?

К сожалению, в этой ситуации наибольшую активность проявляет оппозиция. Ей-то, собственно, по определению так положено. А вот высшая исполнительная власть в лице премьер-министра ведет себя более чем уклончиво. По степени умения уйти от прямого ответа на прямой вопрос и от жесткой оценки кризисной ситуации Юри Ратас уже давно превзошел Михаила Горбачева. Но на этом их схожесть в процессе реализации перестройки и заканчивается. По крайней мере, в качественной ее составляющей...

Поделиться
Комментарии