В различных СМИ прошел целый ряд публикаций на тему выигрыша в суде активиста Ассамблеи ученических самоуправлений Сергея Метлева у еженедельника "МК-Эстония" по его иску о защите чести и достоинства.

"И хотя сам истец оценил свою честь и достоинство в 25 тысяч, суд обязал издателя компенсировать оскорбление в размере всего 5 тысяч уходящих крон. Чисто символическое наказание. (Теперь, наверное, юноша подаст в суд за оскорбление его достоинства, ведь такое решение равносильно пощечине…)" — пишет один автор.

"Теперь мы с вами знаем, почем честь и достоинство (если таковые существуют) политического вундеркинда Сергея Метлева. Харьюский уездный суд оценил их в 5000 крон. Цена доступная (хотя об оптимальном соотношении цены и качества говорить сложно), но если кто готов рискнуть десятью портретами Карла Роберта Якобсона — почему бы и не доставить себе такое удовольствие?" — вторит ему другой.

Умудренные опытом публицисты словно состязаются друг с другом, кто изощреннее в своем ерничестве, у кого ядовитее стрелы, адресуемые юноше, который по возрасту годится обоим во внуки.

Да что публицисты? Редакция Delfi, и та, к сожалению, не удержалась, снабдив эту новость заголовком "Суд оценил честь Сергея Метлева в 5000 крон". Словно кость бросили изголодавшимся интернет-комментаторам: вот, мол, как дешево оценил суд честь Метлева! И те, конечно, за добычу ухватились: соответствующие заголовку комментарии не заставили себя ждать…

Суд не занимался оценкой чести Сергея Метлева в денежном выражении. Он исследовал обычные для любого судебного процесса вопросы: обоснованы ли с точки зрения права претензии истца? Нарушил ли ответчик соответствующие нормы эстонского законодательства? А 5000 крон — это компенсация за нанесенный истцу, как признал суд, нематериальный ущерб. Ну, есть такая практика. Чего ерничать-то? Кстати, редакции Delfi лучше чем кому-либо дожно быть известно, откуда взялась эта сумма…

Сам герой, школьник Сергей Метлев, прославившийся в прошлом году тем, что аж самого российского посла обвинил во вмешательстве во внутренние дела Эстонии, теперь, похоже, думает, что ему также принадлежит слава человека, впервые защитившего в суде честь и достоинство в споре с газетой. Во всяком случае, в своем комментарии по поводу решения суда он говорил о своем деле как о прецеденте в судебной практике Эстонии.

Ладно, Метлев молод-зелен, может, и значения слова "прецедент" еще толком не знает. Но Павел Иванов-то, главный редактор "МК-Эстония"? И он туда же. И он заворожен этим красивым словом. Еще и уточнил: прецедент "не только для русской, но и для всей журналистики".

На самом деле, конечно, полно было подобных дел. Сережи Метлева еще на свете не было, когда, например, газета "Молодежь Эстонии" в 1991 году во исполнение решения суда принесла публичные извинения политику Марью Лауристин. Требования о материальной компенсации морального ущерба ею предъявлено не было. Три года спустя один гражданин, подавший иск к этому же изданию, желал получить в качестве компенсации 1 000 000 (один миллион) крон. (Правда, этот иск суд оставил без удовлетворения).

Короче говоря, судебная практика по защите чести и достоинства богата и разнообразна. В каждом деле свои особенности.

Но вот одно из таких дел очень похоже на дело "МК-Эстония". Речь идет об иске главы Сааремааской судоходной компании Вячеслава Леэдо к AS Delfi. Истец счел, что 20 из 185 анонимных комментариев к одной из статей оскорбительны для него и предприятия, и настаивал, что администрация интернет-портала должна нести за это ответственность. Ответчик утверждал — нет, не должна. Спорили в разных инстанциях более трех лет. И вот 10 июня 2009 года Государственный суд огласил окончательное решение. Первое: администрация интернет-портала ответственна за комментарии. Второе: истцу в качестве компенсации следует выплатить 5000 крон.

В 100 раз меньше, чем он требовал: по 25 000 за каждый оскорбительный комментарий, то есть всего 500 000. Но в приципе правота истца судом признана. И вот это дело действительно является прецедентом.

Руководство AS Delfi, по прежнему настаивающее на своем, подало жалобу в Европейский суд, но там очередь до нее дойдет еще не скоро, а пока эстонские суды по аналогичным делам, как это принято, руководствуются волей высшей судебной инстанции.

Это и произошло в случае с "МК-Эстония". Отсюда и 5000 крон. Действительно, похожая история. В статье "Минута славы Сережи Метлева" тоже были использованы анонимные высказывания, в том числе взятые с интернет-портала, которые истец посчитал оскорбительными. Правда, если в "дельфийской" истории оскорбительные комментарии появились помимо воли администрации портала (и более того, были удалены ею по требованию г-на Леэдо, что, однако, не поколебало его решимости подавать иск), то авторы статьи в газете сознательно их отобрали и включили в текст, а главный редактор — утвердил.

И когда Павел Иванов, комментируя решение суда, подчеркивает (а вслед за ним и один из процитированных выше публицистов), что Метлев свой иск оценил в 25 000 крон, а суд аж в 5 раз снизил эту сумму, и это, дескать, дает повод задуматься (видимо, о том, что даже судью гложет червь сомнения в абсолютной правоте истца), то такие рассуждения свидетельствуют о том, что главный редактор крупного еженедельника не осведомлен или забыл о важнейшем для журналистики "дельфийском" судебном деле.

А надо бы знать и помнить. Всем, кто трудится в СМИ. Чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Поделиться
Комментарии