Перед выборами президента США в Латвии не наблюдалось ни малейшего политического или медийного ажиотажа: так, рядовое событие в середине выпуска или ленты новостей. Нет ажиотажа и сегодня. То ли политика как таковая в данный момент просто не способна соревноваться с экономикой по части жадного внимания аудитории, то ли исход борьбы за кресло в Овальном кабинете никому не интересен: все равно будет как раньше.

Восемь лет назад схватка между Джорджем Бушем и Элом Гором стала хитом сезона не только в США (там это совершенно привычная ситуация; поединок Обама-Маккейн также собирает многомиллионные телеаудитории). В хитросплетения раскладов голосования коллегии выборщиков погрузились все латвийские национальные и часть региональных СМИ. Четыре года спустя Буш почти буднично победил Джона Керри. Теперь даже очевидная интрига (почти наверняка президентом США впервые станет афроамериканец) не приковывает зрителя к экрану. Есть вещи поважнее: проценты по кредиту, например. Или счет за отопление.

Социологические опросы показывают, что Обама вроде как кажется жителям Латвии более симпатичным (35% против Маккейновских 20). После Буша-младшего, надо думать, и 20% — вполне неплохо. Однако главная цифра здесь другая: почти половина опрошенных не может четко сформулировать своего мнения. Это, с одной стороны, вполне нормально, поскольку речь идет о президенте другой страны. А с другой — показательно. Потому что вникать в детали и расклады у простого человека нет никакого интереса.

Обама или Маккейн, Пэйлин или Байден — политика США в отношении Латвии не изменится; как не менялась она во времена Клинтона или Буша-младшего. "Наивный, но искренний про-американизм" (именно так бывший посол Латвии в США Айвис Ронис в свое время охарактеризовал отношение Вайры Вике-Фрейберги к Бушу) будет поощряться рассказами о том, как США помнят о Латвии; резолюциями сенаторов и конгрессменов по поводу оккупации и компенсаций, да подарками вроде безвизового режима.

И Обама, и Маккейн не дают повода сомневаться в приверженности демократическим ценностям в западном понимании этого словосочетания. Маккейн пожестче, и это для многих кажется лучшей гарантией безопасности Латвии в случае каких-либо неприятностей на восточной границе (есть даже прогнозы, согласно которым мы все умрем, если президентом станет Обама; если же победит Маккейн, то эра процветания обеспечена). Обама повеселее, полиберальнее, да и вообще напоминает этакого Президента 2.0 — филигранная работа со СМИ, прекрасные ораторские способности, Youtube и Facebook в качестве каналов влияния на аудиторию…

Что же до экономики, то латвийский экспорт в 2006 году пошел вниз, американский рванул вверх, однако, с учетом того, что рецессия накрыла обе страны, надеяться на активизацию экономического сотрудничества было бы наивным. Не стоит при этом забывать, что участие США в латвийской экономике и раньше считалось непропорционально низким — если сравнивать его с участием политическим.

Интриги, в общем, нет — как бы СМИ ни старались ее родить. Поэтому праздная публика может в полном соответствии с жанром и местом действия запастись попкорном, расслабиться и получать удовольствие. Надеясь при этом, что Маккейн или Обама сумеют справиться с ожидающими их многочисленными кризисами лучше, чем удавалось Бушу-младшему.

А может просто принять любого из них как данность. И начать присматриваться к Ху Цзиньтао.

Поделиться
Комментарии