21 апреля 2007 года

Комиссар Полиции безопасности Мартин Арпо предрекает с приближением 9 мая усиление антиэстонской пропаганды и провокации в связи с гробокопательством (так в оригинале) у Бронзового солдата.

"Ночному дозору" отказано в проведении акции под лозунгом "За толерантность и диалог!" на площади Свободы и бульваре Каарли у Часов Свободы.

23 апреля 2007 года

Послу Эстонской Республики в Российской Федерации Марине Кальюранд вручена нота МИД РФ. В ноте выражено решительное несогласие с намерениями эстонского правительства начать эксгумацию останков советских воинов, покоящихся у монумента Воину-освободителю в центре Таллинна.

МИД ЭР не принял решения об ответе на российскую ноту, однако пресс-секретарь МИД Этхель Халлисте заявила: "Достойно сожаления, что документ содержит сознательную ложь и клевету".

24 апреля 2007 года

Министр обороны Яак Аавиксоо отменил визит в Шотландию: "Визит отменен по политическим причинам, поскольку с другой стороны нет политического представительства", — сказал Аавиксоо, опровергая версию, которая связывала отказ от визита с началом работ у монумента Воину-освободителю.

Знаток России член Рийгикогу Марко Михкельсон пишет в своем блоге, что секретное российское политбюро обсуждало в начале апреля вопрос переноса Бронзового солдата и решило не принимать никаких открытых мер, а воздействовать на эстонские фирмы.

23 мая 2007 года

Таллиннский окружной суд не удовлетворил жалобу Максима Ревы, в которой оспаривалась обоснованность его ареста.

Министр юстиции Эстонской Республики Рейн Ланг заявил, что на 9 мая в Эстонии готовились беспорядки, целью которых было свержение правительства.

Версия Ланга

Министр юстиции Рейн Ланг заявил, что беспорядки 9 мая были запланированы задолго до того, как на холме Тынисмяги установили ограждение и приступили к эксгумации останков. На этот день были запланированы более значительные беспорядки, чем те, что произошли в Таллинне в конце апреля. Организаторы беспорядков планировали создать нестабильную ситуацию, которая должна была привести к свержению правительства. Министр заявил, что схема переворота, "по всей видимости, была разработана в России".

Вот как Ланг описывает сценарий переворота: "Представьте себе, что в центре Таллинна на два или три дня засела компания вооруженных рецидивистов, люди не могут чувствовать себя на улицах в безопасности, идут масштабные погромы. (…) На улицы по собственной инициативе вышли бы группы и молодежные компании, в такой ситуации правительству в демократической стране долго не продержаться".

По словам Ланга, информация о готовившемся свержении правительства базируется на проведенном анализе. Министр отметил, что в наличии такого плана уверен каждый мыслящий человек:

"Если делегация Госдумы уже в аэропорту заявляет, что требует отставки правительства Эстонии, и придерживается этой риторики и в Эстонии, на мой взгляд, думать здесь больше не о чем".

Министр выразил уверенность в том, что "бушевавшие 26 апреля в Таллинне преступники собрались на холме Тынисмяги организованно". По его словам, предстоит проанализировать, почему погромы начались почти на две недели раньше запланированного срока. Этим организаторы, по мнению Ланга, оказали Эстонии своеобразную услугу, поскольку позволили органам охраны правопорядка собраться с силами и сорвать планы на 9 мая:

"Основная часть организаторов и руководителей звеньев к этому моменту уже была за решеткой или признана подозреваемыми".

Вопросы к министру

Вопрос первый: почему для столь сенсационного заявления министр юстиции выбрал мероприятие предпринимателей Вильянди и уездную газету "Sakala"?

Вопрос второй: почему версию министра юстиции не поддержал никто из членов правительства, включая премьер-министра? Почему полиция безопасности воздержалась от комментариев?

Вопрос третий: "компания вооруженных рецидивистов" — это оборот речи или информация министра юстиции о том, что в Эстонии существуют незаконные вооруженные формирования?

А вот еще группа вопросов: министр утверждает, что преступники, т.е. вооруженные рецидивисты, собрались на холме Тынисмяги 26 апреля организованно, но почему они не применили против полиции оружие? Почему в дело пошло только излюбленное "оружие пролетариата?" Где подпольные оружейные склады, где вообще изъятое у рецидивистов оружие? Кто ввёз его в Эстонию? Кто прятал?

Свержение законного правительства — фактически государственный переворот — подразумевает готовность неких лиц внутри страны прийти к власти незаконным путём. Отсюда вопрос: почему министр не назвал заговорщиков поимённо? Кто персонально должен был узурпировать власть? Кого Москва готовила на роль диктатора — Реву или Сирыка?

Министр заявил, что основная часть организаторов переворота и руководителей звеньев к 9 мая была арестована или признана подозреваемыми — отсюда возникает сразу несколько вопросов. Кем в действительности являются Дмитрий Линтер, Максим Рева, Марк Сирык и Димитрий Кленский? "Бронзовая четвёрка" — это основная часть организаторов переворота или компания вооруженных рецидивистов в полном составе?

Ещё один вопрос: кто может объяснить поспешность, с которой постарались забыть о заявлении Ланга? Почему сам Ланг более не возвращался в своих публичных выступлениях к теме переворота? И, наконец, как понимать фразу Ланга "На улицы по собственной инициативе вышли бы группы и молодежные компании"?

Ланг — свидетель обвинения или защиты?

Министр удивляется, почему "погромы" начались на две недели раньше запланированной даты переворота, т.е. 9 мая. Но мы-то знаем, что митинг — простите, "погром" — был назначен ещё на 22 апреля и полиция своевременно запретила это мероприятие "Ночного дозора". И что удивительно, "рецидивисты" возражать не стали, а поскольку возражений не поступило, то в следующие четыре дня полиция получила возможность без спешки стянуть в Таллинн дополнительные силы.

Правительство отрицало какой бы то ни было план ликвидации монумента на холме Тынисмяги уже в последних числах апреля. Премьер-министр утверждал даже, что монумент будет стоять на своем месте 8 и 9 мая. Но по логике министра юстиции выходит, что план на упреждение государственного переворота всё-таки был. "Бронзовые события" 26-28 апреля — это организованный правительством Эстонии "встречный пал".

Заговорщиков вывели на улицы, когда заговор еще не успел дозреть. Главные организаторы были схвачены, прочие напуганы до смерти.

Однако министр так и не объяснил, откуда вообще взялись вооруженные рецидивисты, способные занять центр Таллинна на двое-трое суток. Для справки: рецидивист — лицо, неоднократно судимое за совершение однородных преступлений, например, карманный вор или грабитель. И ещё: чтобы удерживать центр города хотя бы одни сутки, нужно не только оружие, но ещё и боеприпасы к нему, причём в изрядном количестве.

Кажется, что Рева в первый же день процесса заявил ходатайство о соединении с делом "бронзовой четвёрки" всех уголовных дел, возбуждённых по грабежам и погромам. Логичнее было бы заявить ходатайство о вызове в суд свидетеля Рейна Ланга. Министр мог бы исполнить свой гражданский долг, публично уличив заговорщиков или же оказав помощь суду в оправдании невиновных.

Главный кандидат в диктаторы

Министр юстиции затруднился назвать имя предполагаемого диктатора Эстонии, если бы "путч 9 мая" удался. Поскольку путч планировала Москва, то можно предположить, что лучшая кандидатура на роль диктатора — это антикризисный менеджер со стажем Эдгар Сависаар, постоянно заигрывающий с партией "Единая Россия". Можно предположить, что Ланг метил именно в него, потому что знал точно, кого станут подозревать в первую очередь.

Проблема, однако, в том, что Сависаара трудно уличить в преступных связях с Линтером или Сирыком. Повторюсь, быть может: Сависаар — политик, но не идиот, в каком-то смысле авантюрист, но не политический самоубийца.

Политика вообще не является одним из способов благотворительности. В этом смысле многие "русскоязычные" сильно заблуждаются на счёт Эдгара Сависаара — одни боготворят, другие поносят. Истина в том, что, будучи политиком, Сависаар долгое время рассчитывал на голоса неэстонцев. Он и был надеждой многих неэстонцев, но всё же их голосов было недостаточно для абсолютной победы на парламентских выборах, отсюда разочарование.

Невозможно поверить в то, что, одержав победу, Сависаар стал бы заниматься благотворительностью в пользу неэстонцев. Однако есть все основания предполагать, что он мог бы значительно расширить свою электоральную базу, смягчив практику предоставления гражданства Эстонской Республики некоторым категориям неэстонцев. Вероятно, иной была бы сегодня и политика в отношении России.

Кто знает, может быть, потому и не срослось ничего у министра юстиции, что остальные члены кабинета не рискнули дразнить Носорога?

22 апреля 2007 года

В этот день было объявлено, что, по данным Евробарометра, жители Эстонии — самые большие оптимисты в Европейском союзе. Из числа опрошенных 69 процентов признали, что их жизнь за последние пять лет улучшилась, а 60 процентов заявили, что верят в светлое будущее. До "бронзовых событий" оставалось ровно четыре дня.

Поделиться
Комментарии