С царского и советского времен общества были довольно тесно переплетены. С одной стороны, одесские юмористы задавали тон в Москве, с другой — еще даже пару недель назад украинская военная промышленность поддерживала своей "мудростью" сравнительно чахлую военную машину России. Между всем этим располагается бессчетное количество экономических, культурных и личных связей.

Несмотря на время от времени повторяющиеся газовые скандалы, имело место своеобразное добрососедство: милые бранятся — только тешатся. В 2014 году "сосед" неожиданно пришел и отобрал Крым. Этим, понятное дело, был превышен порог переносимости, ведь с территорией, по мнению Украины, все было понятно.

Для украинского общества это стало громким звонком будильника. Хороший сосед не нападает на твое имущество. В украинском обществе запустился процесс, в результате которого, очевидно, (воз-)родится украинское национальное государство.

Подобное уже проходили

В действиях России нет ничего нового. План присоединения Крыма знаком нам уже с 1940 года. Со времени обретения Украиной независимости, то есть 23 года, Крым жил по сути в условиях договора о базах. На 30 000 квадратных километрах располагалось до 25 000 российских военнослужащих. 

Украинские вооруженные силы в Крыму не представляли себе стрельбу в своих российских братьев по оружию. В Восточной Украине ситуация иная. Там не было постоянной дислокации российских войск. И Россия пустила в ход другой прием, или т.н. правительство Терийоэ. А именно, в первые дни Зимней войны в 1939 году в приграничном финском городе Терийоэ образовалось "народное правительство Финляндии". Оно сразу попросило у Советского Союза военной помощи для "освобождения трудового народа Финляндии от капиталистического рабства". Когда этот план провалился, "народное правительство Финляндии" было распущено так же просто, как и сформировано.

Сегодня у нас в Донецке и Луганске тоже "народные республики", однако в отличие от Финляндии образца 1939 года Россия не начала против Украины полномасштабной войны. Почему?

Путин — не Сталин, Россия — не СССР

Путин — это российский Милошевич. Россия — не сталинский СССР, который мог ценою безжалостного обескровливания своего народа плевать на остальной мир. Россия полностью зависит от возможности продавать на мировом рынке свои газ или нефть. Это несмотря на внутреннюю российскую пропаганду, которая внушает русскому народу, будто бы мир зависит от газовых и нефтяных поставок могучей России.

К сожалению, ситуация противоположная. России много настолько, насколько ей позволяют продавать газ и нефть. Для производства газа и нефти России приходится платить рыночную цену. Для поддержания производства — использовать международные кредиты и закупать зарубежные технологии. Без этого экономике России не выстоять. Следовательно, речь идет о довольно ранимой экономике.

О зависимости военной машины России от Украины говорилось выше. По всем этим причинам большой войны, очевидно, не будет, потому что без обширного международного общения России экономически не выжить. 

Украина приходит в себя

Экономика Украины остро нуждается в реформах. Против коррупции надо бороться на всех уровнях. Свой угольный бассейн в Донбассе надо вернуть пригодным к производству.  Надо заново создать во многом сегодня небоеспособную армию. Сейчас на Украине создают новые добровольные вооруженные формирования Нацгвардии, у которых, не в пример "старой армии", — большая готовность воевать. В то же время в повседневной жизни им всячески препятствуют, так как "старая армия" видит в них поднимающего голову конкурента. 

Царит атмосфера всеобщего предательства и подозрительности — как в лагере республиканцев во время гражданской войны в Испании. Нет сомнения, что и российская "пятая колонна" действует вовсю. Выявление предательства происходит мучительным методом проб и ошибок, в то время как в тылу — в Киеве и прочих местах — наблюдаются политические склоки.

Невзирая на эти трудности, Украина, кажется, просыпается. В довершении всего неразумность Путина порождает три явления, которые в Кремле не желают увидеть даже в самом страшном сне. Я имею в виду потерю доверия к России в международном общении,  рождение единой украинской государственности и отворачивание Германии (и всей Европы) от России.

Поделиться
Комментарии