Это, конечно, делает честь нашей стране, которая выполняет взятые на себя обязательства, особенно в ситуации, когда, мягко говоря, не бедная Германия ”отстегивает” НАТО только 1,3% своего ВВП, Италия — 1,2%, да и прилежные британцы потихоньку снижают свои расходы на альянс, не говоря уже о других, не столь состоятельных, партнерах. Наше же правительство, напротив, готово к уже привычным оборонным двум процентам заплатить еще денег на содержание постоянных баз НАТО на территории страны.

Между тем, основную долю в ВВП Эстонии (69%) составляет сфера услуг. Согласно исследованию ”Конкурентоспособность экономики Эстонии сейчас и в будущем”, проведенному в 2008 году по заказу Государственного фонда развития, в стране превалируют гостиничные услуги и торговля, малопроизводительное строительство, но не высокопроизводительные коммерческие услуги, промышленность и финансовое посредничество. Производительность труда очень низкая. Еще тогда для достижения экономического уровня развитых стран нам рекомендовали реорганизовать экономику. Что изменилось за это время? Ничего. А с конца 2013 года рост ВВП был негативным и прогнозы на этот и следующий год снижены всеми коммерческими банками, да и государственными финансовыми учреждениями тоже. И это было еще до введения ЕС, и Эстонией в том числе, санкций против России в связи с событиями на Украине. Об их — санкций — влиянии мы узнаем к концу года.

Так за чей счет мы оплатим присутствие солдат НАТО? По всей видимости, на данном этапе — это произойдет за счет работников Департамента полиции и погранохраны, т.е. мы пожертвуем безопасностью внутри страны ради внешней обороны от гипотетического противника. В отличие от учителей и медиков, полицейские не могут выходить на пикеты и демонстрации с требованиями о повышении зарплаты и улучшения условий труда. Наверное, именно по этой причине данная сфера государственной деятельности постоянно реформируется и нынче настало время очередной реорганизации. Речь идет о сокращении 270 человек из 5000 защитников правопорядка, что увеличит фонд зарплаты департамента почти на пять миллионов евро. Те, кто проводит реформу, утверждают, что стражи порядка станут в результате ближе к народу. И платить им за эту близость будут минимум 990 евро в месяц.

Пресс-служба полиции уверяет, что под сокращение подпадут только чиновники центральных ведомств, а нынешним участковым уже не придется совмещать работу на местах с патрульной службой, поскольку половину из них просто переведут в патрульные подразделения. Как стать ”ближе к народу”, если каждый оставшийся констебль будет обслуживать регион с минимум 10 000 населения, остается загадкой. Тем более, что не везде оно проживает так компактно, как в столице. Участковый уже не будет знать свой контингент в лицо, а патруль — он реагирует на уже совершившееся правонарушение. Так что, о повышении безопасности населения от всевозможных нарушителей правопорядка можно забыть, о профилактике и предупреждении преступлений в такой ситуации и речи быть не может.

Это в ситуации, когда при общем снижении преступности самыми распространенными нарушениями закона остаются те, что находятся в ведомстве именно участковых полицейских — воровство, преступление против личности. Генпрокурор в начале года заявил, что главным приоритетом на ближайшее будущее станет борьба с сексуальными преступлениями против несовершеннолетних. И тут нельзя не вспомнить убийство 9-летней Вари Ивановой в Нарве, раскрытие которого полиция назвала делом чести для себя, пока, увы, безрезультатным. Есть ли надежда, что реформа поможет — вопрос, конечно, риторический.

Нынешний министр внутренних дел Ханно Певкур в начале года, будучи еще в должности министра юстиции, отмечал в числе важнейших проблем, требующих решения, рецидивизм и надзор за людьми, вышедшими на свободу из тюрьмы. Только каждый четвертый из бывших заключенных является поднадзорным, и многие совершают повторное преступление в течение года.

Приведу пример из Латвии, где в начале сентября полиция задержала 38-летнего мужчину, напавшего в подъезде многоэтажного дома на 9-летнюю девочку. Злоумышленник уже имеет несколько судимостей за подобные преступления. Только в мае он вышел из места заключения, где отбывал пять лет. У нас ситуация в деле борьбы с педофилами не лучше. А это, на мой взгляд, самые страшные из преступников, поскольку их жертвами становятся самые слабые и незащищенные наши сограждане — дети.

И вместо того, чтобы направить дополнительные силы на борьбу с преступниками, угрожающими нам здесь и сейчас, правительство готово потратить средства из нашего довольно скудного бюджета на оборону государства от вероятного противника.

За реконструкцию аэродрома Эмари мы заплатили 75 млн евро. За находящихся сейчас там датских и прием замещающих их немецких истребителей, а также за присутствие в Эстонии 150 американских спецназовцев только в этом году придется дополнительно заплатить 3,5 млн евро. Теперь готовы платить за присутствие целой бригады, т.е. почти 500 солдат. Причем, наше правительство в этом вопросе даже проигнорировало мнение канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая призвала не дразнить Россию новыми натовскими базами вблизи ее границ, дабы не повышать и без того напряженных отношений между Западом и Востоком. Тем более, что альянс должен выполнить пятый пункт договора независимо от того будут на нашей территории базироваться 150 или 500 солдат НАТО. И если нет разницы, зачем платить больше?

Но похоже, что наши министры во главе с премьером, отсидевшие время срочной службы в Силах обороны на партийных должностях и выборных собраниях, решили восполнить пробел и поиграть в войнушку, не вполне сознавая все последствия своей затеи. А пока в самом Министерстве обороны происходят удивительные вещи. Три года назад в стенах этого учреждения устроил перестрелку Карен Драмбян, прошедший через все кордоны безопасности с оружием, а на днях застрелился охранявший оборону нашей страны кайтселийтчик. Так может прежде всего озаботиться безопасностью граждан в их повседневной жизни в учреждениях, на улицах наших городов и сел, дома?

Если бы правительство с той же легкостью, как и для натовских нужд, умело изыскивать средства для внутренней безопасности. Если нынешние дополнительные 3,5 млн, то есть оборонные, евро называют в проправительственных кругах не Бог весть какой большой суммой, то, видимо, можно изыскать средства и на повышение зарплат полицейским. На настоящее повышение, поскольку рост зарплаты полицейского после нынешней реформы на брутто-сотню евро в месяц не гарантирует ему даже среднестатистической зарплаты по стране, которая уже во втором квартале перевалила за 1000 евро.

Считаю, что люди, чьей работой является, высоким стилем говоря, еженощно-ежечасно охранять нас и наших детей, должны получать достойную зарплату, которая будет мотивировать их исполнять служебный долг. Если люди в каждом городе будут чувствовать себя защищенными полицией от всякого рода преступников, тогда и безопасность страны в целом будет обеспечена.

Поделиться
Комментарии