"Точно так же, как многие эстонские русские разочаровались в эстонцах после ”бронзовых ночей”, я начал разочаровываться в эстонских русских. Среди эстонских русских Путин, по крайней мере, так же популярен, как и на родине”, — добавил Нийтра с нескрываемым огорчением. Плохо, конечно, что при этом он не посчитал нужным докопаться, почему это так.

В своей риторике Путин следует логике, которая глубоко понятна русским и в Эстонии. В президенте Путине они слышат государственника, каковым тот и является. И каковым, к сожалению, не является президент Ильвес. Почему для русского человека важен лидер-государственник — еще одна непонятка для эстонцев, имеющих, как известно, весьма малый опыт государственности.

У русских — авитаминоз от нехватки внимания, понимания и признания в Эстонии, то есть, в конечном итоге, от дефицита государственнического подхода властителей. Так что, пока все здесь остается, как есть, вы, господин Нийтра, бессильны и в своих восклицаниях, и тем более в рекомендациях относительно того, кого русским поддерживать, кого — нет. Это не означает, что Эстония как точка на карте им недорога. Но они — не кукла из папье-маше, которую можно переделывать и перекрашивать на свой лад и под свой настрой.

За двадцать с лишним лет государство усилиями своих властей так и не сделалось для здешних русских матерью, застыв в роли мачехи, причем не самой славной. А матушкой остается, даже укрепившись в этой ипостаси, Россия. В самом широком духовном смысле, неважно, какое гражданство у русского — эстонское, российское — или его вовсе нет. К слову: например, не любивший большевиков и уехавший из-за этой нелюбви за границу писатель Бунин переживал нападение Германии на СССР как личную трагедию. Такое отношение к России (какого бы цвета она не была) у подавляющего большинства русских в подкорке, чего эстонцы не понимают и, главное, понять не хотят.

Тем не менее, сославшись на примеры министра Евгения Осиновского и футболиста Константина Васильева, эстонский журналист написал, что отношение эстонцев к своим соседям русской национальности изменилось. Вновь — ноль элементарного журналистского любопытства и желания расследовать ситуацию. Если бы это наличествовало, то Нийтра разглядел бы всю декоративность назначения Осиновского, а также прежнее заметное "непущание" русских — и таких, что прекрасно владеют эстонским.

Каких разговоров о России хватит, каких — нет, в этом русские опять-таки как-нибудь сами разберутся. И они не утверждают, что Россия может существовать ”только в условиях диктатуры” — это умозаключение тоже положите туда, откуда взяли. Но зато многие могут заявить эстонцам следующее: ”Если вы хотите, чтобы мы вас по-настоящему уважали, не поддерживайте Обаму. Начинайте думать своей головой. И хватит разговоров о некоей российской угрозе, из-за которой это государство может существовать только в условиях диктатуры подчинения США и НАТО”. Разве, следуя подходу журналиста Нийтра, люди не имеют права на такую точку зрения? Имеют. Поэтому, как говорится, не будем…

Поделиться
Комментарии