Синдром личной компетентности

Есть предположение, что власть как общественный институт переживает глобальный кризис, распространяющийся одновременно на все страны мира. Старые, проверенные веками управленческие рецепты или не срабатывают, или дают непредсказуемые результаты. Основная причина кризиса — информационный взрыв. Возможность получения любой информации практически без затрат в любой точке мира привела к резкому увеличению количества людей, думающих и рассуждающих на отвлеченные темы. Отличный пример — дискуссии на Delfi, охватывающие самый широкий круг проблем от "где бы пивка попить" до "кто виноват", "что делать", "есть ли жизнь на Марсе", "to be, or not to be" и так далее.

Наведенный синдром личной компетентности это и есть непосредственный результат "информационного взрыва" — глобального изменения общественного сознания. Реальное осознание людьми личной компетентности в вопросах, выходящих за пределы ежедневных жизненных потребностей, уже начало составлять реальную конкуренцию власти. Именно поэтому власть в Башкирии обратилась к такому традиционному способу защиты своих интересов как подлог.

Программирование массового сознания открывает невиданные доселе возможности. Мегадоходы уже можно получать изменяя массовое сознание. Например, не имеет смысла радикально менять экономическую ситуацию, потому что это требует времени и больших затрат, а накопление богатства больше не ведет к автоматическому разрешению гуманитарных проблем. Теперь достаточно лишь изменить восприятие экономической ситуации в массовом сознании. Кстати, именно такая политтехнология была успешно реализована в нашей стране, когда накануне распада СССР общественному сознанию внушили, что картофельная шелуха лучше усваивается организмом в условиях национально-государственной независимости.

На общегосударственном уровне власть, пользующаяся старыми административными рецептами, применяемыми к информационному обществу, все чаще сама становится жертвой собственной пропаганды. Избежать этой ловушки можно, изменяя сознание элиты общества — тех, на кого равняется массовое сознание. В России и на постсоветском пространстве это, прежде всего, музыканты, телеведущие, относительно молодые политики, спортсмены, псевдоолигархия и даже модные кутюрье. Одновременно решается проблема персонализации ответственности — переадресация вины за ошибки с власти на отдельных представителей элиты.


Ошибки молодых реформаторов

Элита легко совершает любые ошибки, потому что круговая порука людей с измененным сознанием порождает ложное чувство безответственности перед обществом. Правда, российское государство, время от времени прихватывающее на нары псевдоолигархов Березовского, Гусинского или Ходорковского, но отпускающего погулять до поры "олигарха" Абрамовича, пока еще думает иначе.

В качестве яркого российского примера обыкновенно приводят группу "молодых реформаторов", чье измененное сознание, по оценке специалистов, значительно опережает время. Именно фактором опережения времени объясняются многочисленные политические и экономические просчеты и ошибки "молодых реформаторов" вне зависимости от их партийной принадлежности. Накануне выборов известный политик Ирина Хакамада с гордостью заявила в программе "Свобода слова", что все хорошее и все плохое в современной России — это заслуга "молодых реформаторов", которые не боятся брать на себя ответственность. Однако никто из них за свои ошибки пока еще серьезно не ответил, если, конечно, не принимать в расчет пострадавших от власти псевдоолигархов.

Наши "молодые реформаторы" с измененным сознанием также не составляют единой партии. Они распылены по разным политическим структурам, но больше всего их осело в "Союзе Отечества", Партии реформ и теперь в Res Publica. Парадоксы их опережающего время сознания зачастую ставят нас в тупик. Общим для эстонских и российских "молодых реформаторов" является защита олигархических или псевдоолигархических интересов, через апелляцию к общедемократическим ценностям.

Логика простая: режим гарантирует каждому право быть здоровым и богатым, но средства для достижения этих благородных демократических целей мы должны найти сами. Бедность и болезни интересуют элиту с измененным сознанием лишь в качестве удобной своим постоянством информационной поддержки в деле насаждения истинных демократических ценностей. В результате процесс демократизации становится бесконечным и одноповерхностным, как лента Мебиуса.


Расклад сил накануне выборов

Уже накануне выборов в России с большой долей вероятности можно было утверждать, что в Государственную Думу определенно попадут "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. Все остальные — по выбору власти. При этом "мнимая оппозиция", казалось бы, получала незначительное преимущество перед оппозицией "реальной". Например, "государственный олигарх" Анатолий Чубайс был, по сути, главным и единственным козырем "Союза правых сил". У Чубайса с властью козырные (шкурные) интересы плюс рычаг давления, через региональные долги за электроэнергию, как на неугодных власти, так и на саму власть. "Яблоко" Григория Явлинского — оппозиция реальная. Она не имеет общих интересов с властью, поэтому дорога в Думу ей вообще была заказана.

Чубайс, ввязавшийся в затяжной и бесплодный спор с лидером "Родины" Дмитрием Рогозиным, тем не менее, не забывал, что его главным и наиболее опасным конкурентом был и остается Явлинский. На Явлинского натравили Хакамаду и Немцова. Причина проста: все они пасутся в одном углу электорального поля. Их избиратель — это по преимуществу "жидовствующий" интеллигент, постоянно находящийся в оппозиции к российской власти. (Жидовствующий — человек, не признающий в Христе Сына Божия, а потому уподобляющийся ортодоксальным евреям; в переносном смысле — человек, не желающий ни при каких условиях признавать очевидное.) Интеллигентская оппозиция в России, ослепленная западными демократическими "ценностями", отказывается понимать тот простой факт, что российская власть, какой бы она ни была с их точки зрения, просто вынуждена защищать подлинные интересы России, если вообще желает оставаться властью.

Блок "Родина", обвиненный Чубайсом в распространении российского неонацизма, изначально позиционировал себя в качестве удобного для власти партнера. В этом качестве блок претендовал на голоса избирателей, которые он должен был отнять у СПС и "Яблока". Накануне выборов казалось, что тех и других все же должны были бы допустить в новую Думу, но только в очень ослабленном виде, что вообще не допустить СПС и "Яблоко" в Думу нельзя, хотя и по разным причинам. Российский избиратель решил радикальнее, чем это предполагалось властью, не оставив ни тем, ни другим реальных шансов пройти 5-процентный барьер.

Явлинский и Чубайс — это хрестоматийные примеры элиты с измененным сознанием. Союз Явлинского и Чубайса мог бы поставить российскую власть накануне выборов в довольно сложное положение, но он не состоялся. Видимо, не состоится и теперь. В принципе СПС и "Яблоко" могли бы объединиться еще до выборов, но велика Россия, а мест у госкормушки количество ограниченное. При дележе шкуры неубитого медведя конкуренты все еще предпочитают пользоваться первобытным сознанием, предпочитая право сильного, праву умного.

Все остальные партии и блоки были допущены к выборам только для того, чтобы оттянуть на себя те голоса, которые могли бы пойти на укрепление оппозиции. Этот политтехнологический прием, восходящий в истории к временам древнегреческой демократии, пока еще срабатывает достаточно эффективно. Так, в пятницу — в последний день активной агитации в дебатах на Общероссийском телеканале выпустили в эфир заведомых "лузеров" во главе с "Автомобильной Россией". Они имитировали предвыборную борьбу на шумном уровне реальных конкурентов.


Предвыборный прогноз и реальность

По данным Национального агентства политических прогнозов, если бы выборы в Государственную думу прошли в сентябре этого года, то "Единая Россия" получила бы 185 мандатов, КПРФ — 135 мандатов, СПС — 22 мандата, "Яблоко" и ЛДПР — по 21 мандату. Другие партии и независимые кандидаты разделили бы между собой 66 мандатов. По данным аналитической службы ВЦИОМ, рейтинг партий и блоков на конец ноября выглядел так: "Единая Россия" — 29 процентов голосов избирателей (С. Шойгу — 22 процента поддержки), КПРФ — 23 (Г. Зюганов — 15), ЛДПР — 8 (В. Жириновский — 14), СПС — 6 (без рейтинга лидера), "Яблоко" — 6 (Г. Явлинский — 9), "Родина" — 3 (С. Глазьев — 6). В списке политиков, пользующихся доверием избирателей, проходной балл составил 2 процента от общего числа опрошенных, но Чубайс и Рогозин не преодолели даже этот смехотворный барьер.

А теперь посмотрим, как распорядился российский избиратель. "Единая Россия": бесспорный лидер во всех без исключения регионах — 37,09 процента голосов избирателей. Если сравнить с биологией человека, то это вполне нормальная температура — ни слабости, ни горячки. КПРФ: 12,7 процента голосов — результат, которым лидер партии Геннадий Зюганов крайне недоволен. ЛДПР: 11,6 процента голосов — отличный результат с учетом того, что рейтинг партии в Москве и Подмосковье не поднимался выше 6 процентов. "Родина": 9,1 процента — неожиданный успех Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (третий сопредседатель блока "свадебный" генерал Вареников — не в счет). Если блок не развалится в ближайшие полгода, то на гребне успеха у него есть все шансы стать крепкой политической партией. "Яблоко": 4,3 процента — для демократа Григория Явлинского результат архискверный, свидетельствующий о том, что его собственное измененное сознание ушло так далеко вперед, что безнадежно оторвалось от сознания общественного. Союз правых сил: 3,9 процента — для триумвирата Чубайс-Немцов-Хакамада результат закономерный. Ходатаи по делам российских псевдоолигархов собрали даже больше голосов, чем имели право на это рассчитывать, потому что нигде и никогда настоящие олигархи в народной поддержке не нуждаются и любовью широких масс не пользуются.


Следствия из поражения "реформаторов"

Важным следствием поражения "молодых реформаторов" является снижение влияния западных политтехнологий на внутреннюю и внешнюю политику России. Западу будет труднее манипулировать Россией, поскольку пятая — "демократическая" — колонна ослаблена. Теперь у лидеров "Яблока" и СПС будет значительно меньше информационных поводов для влияния на изменение общественного сознания в России.

Без учета результатов выборов в одномандатных округах, Россия стоит перед возможностью приобрести на следующие четыре года весьма прочную "правую" коалицию вне зависимости от состава участников. Например, коалиция: "Единая Россия" плюс КПРФ плюс "Родина" будет не менее правой, чем коалиция "Единая Россия" плюс ЛДПР плюс "Родина". В первом случае, ЛДПР никогда не составит сильной думской оппозиции, во втором — КПРФ будет вынуждена играть роль слабой оппозиции, что губительно для партии в целом.


Предвыборный мухлеж

В ночь после выборов ведущий телешоу "Свобода слова" Савик Шустер скорбел сразу за всю российскую демократию. Еще бы: шоу сильно потеряет без "молодых реформаторов" и "молодых демократов", которые теперь могут присутствовать в нем лишь в качестве зрителей-экспертов. Оказавшись в одной коалиции, Жириновский и Глазьев на время забудут все предвыборные обиды, значит драк не будет. Зюганов сильно потерял в весе и теперь им уже никого не напугаешь. Сразу после формирования думской коалиции рейтинг шоу упадет, а там и до финиша проекта недалеко.

Ведущий предвыборного телешоу "К барьеру" на канале НТВ Владимир Соловьев, вероятно, тоже пострадает за демократию. В его программе Владимир Жириновский проиграл по количеству телефонных звонков в свою пользу и банкиру Лебедеву, и псевдоолигарху Чубайсу. До последней рекламной паузы Жириновский опережал и Лебедева и Чубайса на 2-3 тысячи звонков телезрителей в свою поддержку, но на финише всего лишь через минуту рекламной паузы лидировали уже его оппоненты с отрывом в те же самые 2-3 тысячи звонков. С помощью нехитрого технического мухлежа Соловьев и НТВ пытались повлиять на глобальный результат выборов.

Услуга оказалась напрасной. Банкир Лебедев, в последний момент бежавший из блока "Родина", куда был заслан в качестве "правильного олигарха", т.е. наглядного компромата, не составил серьезной конкуренции Юрию Лужкову и с треском проиграл выборы мэра Москвы. "Олигарх" Чубайс привел СПС к сокрушительному поражению.

Кстати, в Башкирии, все же был зафиксирован вброс фальшивых избирательных бюллетеней, хотя и не в таком массовом количестве как предполагалось.


Молодые реформаторы и Эстония

В последний предвыборный год молодые российские реформаторы зачастили в Эстонию — Рогозин, Хакамада, Немцов. Борис Немцов даже заявил о том, что с визита в Эстонию стартовала его избирательная кампания. Однако повезло только Дмитрию Рогозину. Когда-то он обещал российским гражданам в Эстонии одномандатный избирательный округ. Понятно, что им трудно из Эстонии конкурировать во Всеволожском избирательном округе с таким политическим монстром как Александр Невзоров. Теперь есть повод спросить с Рогозина, победившего в Аннинском одномандатном избирательном округе Воронежской области, и за этот "базар", и за другие весьма соблазнительные посулы российским соотечественникам за рубежом.

В чем наш государственный интерес? Эстония, как мне представляется, заинтересована в том, чтобы расклад политических сил в России сохранился по максимуму, что, кстати, и произошло в результате выборов. Теперь этот расклад сохранит нам возможность и далее использовать политическую риторику, основанную на экзистенциальной угрозе со стороны России, но при этом еще и кормиться от российской "трубы" посредством нефтяного транзита (мы почему-то думаем, что имеем на это полное право).

По счастью, ни Европейский Союз, ни НАТО не отменяют эстонско-российской границы. Эстония по-прежнему находится в зоне геополитического притяжения России. Хорошо это или плохо покажет время.

Поделиться
Комментарии