Мнения по поводу исторической роли и значения движения "Ночной дозор" разделились. Для одной части населения страны "Ночной дозор" стал символом сопротивления дискриминации — русской интифадой (араб. избавление), как назвал это израильский публицист Исраэль Шамир. Для другой "Ночной дозор" — это постоянная внутренняя угроза, "рука Москвы" и "пятая колонна". Обе точки зрения имеют право на существование, потому что обе вместе они составляют часть грандиозной эстонской мифологемы, описывающей мир, в котором живет эстонец, художественными средствами. (Описание не может быть передано на языке абстрактного мышления.)

Мифологема всегда замкнута на самое себя и обыкновенно имеет краткую формулу. Характерный пример личной мифологемы, дающей нам пример краткости и замкнутости, мифологема Юрия Гагарина: "Я — сын и член Коммунистической партии". Творец и тварь в одном лице, единство причины и следствия, порождающего причину. Гениальное решение загадки древнего мира о том, что первично — курица или яйцо. Однако подняться до такой космической простоты не каждому дано.

Национальная мифологема включает в себя только то, чему позволено быть в пределах конкретной ойкумены. Эстонская мифологема, описывающая мир эстонца и мир вокруг эстонца, длиннее и запутаннее гагаринской:

"Государство, которое создано по непреходящему праву государственного самоопределения народа Эстонии и провозглашено 24 февраля 1918 года, которое зиждется на свободе, справедливости и праве, которое является оплотом внутреннего и внешнего мира, а также залогом общественного прогресса и общей пользы для нынешних и грядущих поколений, которое призвано обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века". (См. преамбулу Конституции ЭР).

Государство — вот подлинная ойкумена эстонца. Государство является одновременно следствием и причиной существования эстонца, залогом прогресса и общей пользы для всех поколений эстонцев, оплотом внутреннего и внешнего мира (ойкумены). Непонимание и прямое отрицание мифологемности мышления наиболее выдающихся эстонских идеологов и политиков калибра Марта Лаара или Андруса Ансипа приводит к роковым заблуждениям русскоязычной "элиты" на собственный счет.

Право и справедливость

Начнем с того, что у русской общины в Эстонии и прочих инородцев нет общей мифологемы, описывающей мир, в котором они живут, как нет и собственных национальных мифологем. Инородцы, проживающие в стране, включены в мифологему эстонцев, именно как инородцы. Попытки выйти за пределы чужой мифологемы или стать ее причиной наравне с эстонцами обречены на провал, во всяком случае, пока обречены.

Способ отношения государства к инородцам продиктован правом и справедливостью. В том, что право сильного основано на справедливости, нет никаких сомнений. Как нет сомнений в том, что идея справедливости внутри эстонской мифологемы еще не достигла своего пика. Достижение высшей точки станет равнозначно началу духовного кризиса. Для инородцев это будет означать переход государственной политики от юридического умиротворения в пределах институциональной сегрегации и политических увещеваний к откровенным репрессиям.

Вспомним Максимилиана Волошина: "Идея справедливости — самая жестокая и самая цепкая из всех идей, овладевших когда-либо человеческим мозгом. Когда она вселяется в сердца и мутит взгляд человека, то люди начинают убивать друг друга".

Сильное — опасно, слабое — выгодно

На проблему "Ночного дозора" есть и третья точка зрения, также не выходящая за пределы национальной мифологемы: движение является наиболее успешным государственным проектом в области манипулирования общественным сознанием со времен закона о гражданстве. Уже в начале 90-х годов было понятно, что настанет такое время, когда внутренние проблемы государства, провалы в экономике и национальной политике будет невозможно объяснять "происками восточного соседа". Чем глубже страна вязнет в НАТО и Европейском союзе, чем выше становится уровень вожделенной безопасности, тем сложнее становится поддерживать образ внешнего врага в лице России.

Недавнее заявление члена Рийгикогу (и сына тоже?) Марко Михкельсона о том, что победа Путина может обернуться для России поражением — это еще одно свидетельство того, что образ врага постепенно сужается. Россия больше не враг, ее нужно пожалеть, искренне или притворно — не имеет значения. Враг — это "Москва", которой руководит "Кремль", в "Кремле" сидит "Путин". Правильное прочтение заявления Михкельсона должно быть примерно таким: победа Путина — это поражение России, поражение и ослабление России выгодно для Эстонии . В таких логических координатах сильная ¬ Россия для Эстонии опасна, слабая — выгодна.

Внутренний враг

Параллельно идут напряженные поиски внутреннего врага. Наиболее удобный внутренний враг — инородцы. Инородцев можно побеждать, но нельзя победить. В периоды избирательных кампаний инородцев с успехом подменяет Центристская партия, во главе которой стоит былинный злодей, потакающий инородцам. Именно по этой причине Сависаара можно побеждать, что важно для "победителей", но нельзя победить, потому что заменить "злодея" некем.

Основная проблема с внутренним врагом возникла в тот момент, когда местное агентство национальной безопасности заявило о разгроме русских политических организаций и дискредитации лидеров. Неорганизованные, лишенные лидеров и элиты инородцы перестают быть угрозой внутренней безопасности. Весной 2006 года враг был вновь найден и обозначен в лице неформального и подлинно народного (в тот момент) движения "Ночной дозор". Кому изначально принадлежит сама идея движения — дозорным (народу) или государству — сейчас не так уж и важно, главное, что движение с самого начала было под полным контролем государства.

Ссылки на то, что "Ночным дозором" управляют из Москвы, выглядят довольно нелепо. Если бы это было действительно так, то руководителей КаПо следовало бы не только уволить с 26 апреля сего года, но и отдать под суд за халатное отношение к служебным обязанностям, повлекшее за собой значительный ущерб обороне страны, экономике и политике. Поскольку этого не произошло, то ни у кого нет сомнений, чьи уши торчат из "Ночного дозора".

Операция прикрытия

Проект "Ночной дозор" следует рассматривать в контексте государственных амбиций пропаганды представления об Эстонии, как об "активном предводителе и духовном лидере, обеспечивающем формирование единства Западного мира" . "Ночной дозор" и бронзовые беспорядки являются идеальной операцией прикрытия, позволяющей, помимо основной цели, одним ударом накрыть еще и несколько второстепенных.

В ходе операции прикрытия инородцам внушали, что Бронзовый солдат это их всё — история, честь и достоинство. Инородцев вывели на улицы, чтобы продемонстрировать всему миру исходящую от них красно-коричневую угрозу. Мятеж был успешно ликвидирован, лидеры арестованы, а победители продемонстрировали Западному миру готовность самоотверженно (т.е. себе в убыток) бороться с врагами западной цивилизации.

Наградой за усердие стали Центр киберзащиты НАТО и переход в новое статусное состояние. Если до "бронзового апреля" страна поставляла НАТО исключительно "полицейское мясо", обученное производству обысков, конвоированию и охране, то с апреля государство поставляет духовные ценности в сфере высокотехнологичной электронной демократии и киберзащиты .

Линии защиты

Освобожденный из-под ареста Дмитрий Линтер, которому инкриминируют организацию массовых беспорядков, заявил, что стратегия защиты в суде пока является тайной. Однако существует только две линии (стратегии) реальной защиты, которые "бронзовые" подсудимые могут с разной степенью эффективности противопоставить обвинению.

Наиболее эффектная и эффективная стратегия защиты заключается в частичном признании вины. То есть в том, чтобы публично признать свое участие в совершении подвига — организации массового протеста, но отрицать участие в организации погромов. По сути, признать себя "героем" и превратить скамью подсудимых в политическую трибуну.

Если кто-то не побоится взять на себя вину еще и за организацию погромов, то это будет как переход из любителей в профессионалы и серьезная заявка на политическое будущее. Конечно, придется немного посидеть и лишиться права на жалобу в суд по правам человека, но "подвиг" того стоит. Это как сердце Данко — ослепительный и манящий луч света в темном царстве.

Вторая линия защиты заключается в категорическом отрицании подсудимыми своего участия в организации чего бы то ни было вообще — призывов, протестов, беспорядков, погромов и т.п. В перспективе — обращение в Суд по правам человека. Обвинение готово именно к такому варианту развития событий. Более того, он ему желателен, поскольку подсудимые добровольно дегероизируют себя. Нельзя же назначить подсудимых героями, если они не признают своего подвига (вины).

Для русской общины это будет весьма чувствительный удар. Если обвинению при этом удастся доказать в суде связь Линтера, Ревы, Сирыка и пристегнутого к ним Кленского с "Кремлем" и "Путиным", то любое общественное или политическое движение инородцев в будущем будет скомпрометировано в глазах эстонцев задолго до своего появления на свет.

* * *

Известный израильский публицист Исраэль Шамир погорячился с "русской интифадой" — герои не принесут нам избавленья. Героев у нас нет.

Поделиться
Комментарии