Всякое сравнение хромает. И тем не менее любопытно проследить некоторые параллели из недавнего прошлого, которые хоть и ассоциируются, прямо и косвенно, с железнодорожными рельсами, обязанными быть параллельными по определению, но, в отличие от них, норовят пересечься на манер двух линий из неевклидовой геометрии.

Ассоциация возникает на базе самого факта принадлежности двух ситуаций непосредственно к железной дороге. Сегодня за давностью лет или по каким-то иным причинам мало кто вспоминает об истории с приватизацией Эстонской железной дороги и с последующей ее деприватизацией, проще говоря, обратной национализацией. Напомним, что решение о передаче 66-процентного пакета акций в собственность созданной специально для этой цели компании-оператора BRS (Baltic Rail Services), основанной на американском и французском капиталах, было принято эстонским правительством в 2005 году. А уже к середине 2006-го стало ясно, что новый владелец, мягко говоря, не вполне корректно выполняет условия договора купли-продажи. Вдаваться в детали сейчас смысла нет, тем более, что в конце 2006 года Рийгикогу одобрил решение о выкупе акций у BRS государством в лице Министерства экономики и коммуникаций.

Вот тогда-то, при обсуждении этого вопроса в парламенте, и возникла дискуссия, некоторые детали которой нынче представляются весьма пикантными, вызывая к тому же ощущение дежавю.

Во-первых, с инициативой возврата ЭЖД под эгиду государства выступил столь нелюбимый нынешним истеблишментом Эдгар Сависаар, который тогда занимал пост министра экономики и коммуникаций. Его в парламенте поддержал Андрус Ансип, который уже в те годы был премьер-министром. А вот с резкой критикой подобного решения выступил не кто иной, как нынешний преемник Сависаара на посту министра, а по тем временам депутат Рийгикогу от Союза Отечества и Res Publica Юхан Партс. Тот самый Партс, который сегодня как раз инициировал национализацию всех внутриреспубликанских пассажирских железнодорожных перевозок, добившись отстранения от этой деятельности частной фирмы Edelaraudtee и передачи всех активов в руки госкомпании Elron (Eesti Liinirongid AS), столь бесславно начавшей 1 января свою деятельность в этом секторе.

Тогда нынешний министр доказывал, что железная дорога должна находиться именно в частных руках, потому что только частник может хозяйствовать наиболее рационально и эффективно. А если этого не случилось (что и показала практика), то виноват в том не частник, а государство. Точнее — министр Сависаар, в лице которого государство ”просто не давало возможности заработать частным владельцам ЭЖД столько, сколько они хотели”. А значит, правительство (опять-таки в лице Сависаара!) доказало, что оно ”не умеет работать с частным бизнесом”.

Развивая свою мысль, на одном из декабрьских заседаний Рийгикогу Партс выступил с апокалипсическим предостережением о том, что национализация ЭЖД толкнет ее в объятия российского транзитного бизнеса, тесно связанного с Кремлем, что ”резко увеличит угрозу национальной безопасности Эстонии”.

Теперь Юхан Партс с тою же силой убежденности отстаивает диаметрально противоположную позицию, доказывая, что только государственная компания способна организовать пассажирские перевозки наилучшим образом. При этом он умудряется оставаться принципиальным сторонником либеральной рыночной экономики. В одном из своих интервью он даже заявил, что если и существует некий ряд сторонников активного вмешательства государства в дела бизнеса, то он, Юхан Партс, является в этом ряду последним человеком.

Как следует понимать в этом контексте словосочетание ”последний человек”, а также умеет ли государство в лице министра Юхана Партса ”работать с частным бизнесом” и в чьи ”объятия” попадут пассажирские железнодорожные линии Эстонии после их национализации, наверно, покажет время. Потерпим, однако…

Поделиться
Комментарии