Миф 1. В Эстонии следует разработать планы по развитию сланцевой промышленности и уезда Ида-Вирумаа

С подобными предложениями выступают новички в политике, поэтому им простительно не знать: подробные планы развития энергетики, сланцевой промышленности и уезда Ида-Вирумаа имеются.

Первые два документа приняты несколько лет назад, и на их выполнение выделяются солидные ресурсы. Так, Программа развития энергетического хозяйства до 2030 года (Energiamajanduse arengukava aastani 2030) ставит целью к 2030 году производить половину электроэнергии из возобновляемых источников, а Государственная программа использования горючего сланца (Põlevkivi kasutamise riiklik arengukava 2016-2030) определяет принципы бережного использования «коричневого золота» как природного богатства Эстонии и преемственного развития сланцевого сектора.

За этими усыпляющими фразами скрывается простая вещь: отказываться от сланца никто не собирается, планы по развитию отрасли существуют. Так что при желании продолжить спор имеет смысл перейти к сути названных документов, а не обсуждать вопрос их гипотетического отсутствия.

Миф 2. Закрытие двух блоков Нарвских электростанций - предтеча полного сворачивания отрасли

Нет, государственные программы не предусматривают упразднение сланцевой отрасли, но она будет реформироваться: вместо сжигания сланцев будет производиться все больше сланцевого масла, а побочные продукты будут использоваться для производства электричества. Ключевые слова здесь - высокая прибавочная стоимость, и в стратегических документах именно достижению этой цели уделяют основное внимание.

Миф 3. Эстонии надо взять на вооружение германский опыт реформирования угольной энергетики

Нет, не надо, потому что Германия решила со временем полностью отказаться от производства электроэнергии при помощи угля. Таких планов в отношении сланцев в Эстонии нет - есть планы по уменьшению зависимости от сланцев.В прессе широко освещалось закрытие в декабре прошлого года последней каменноугольной шахты Германии. Менее охотно сообщалась другая подробность: использование угля в энергетике и сталелитейной промышленности этой страны пока не прекратится – Германия просто будет завозить каменный уголь из-за рубежа, особенно из России. Думаю, нам такая схема работы неинтересна.

Миф 4. В бедах Нарвских электростанций виноват «диктат Брюсселя»

Вешать всех собак на Брюссель удобно, но не всегда уместно. Обязательные к выполнению евронормы - любые! - принимаются не абстрактными еврочиновниками, а представителями правительств всех стран-членов (Совет Европы), обычно вместе с Европарламентом.

Директива 2010 года, которая предписывает закрыть грязные производства к 2023 году или после 17 500 часов работы, также принималась Советом Европы (где в то время от Эстонии было представлено реформистское правительство) и была одобрена Европарламентом прежнего созыва. Иными словами, Эстония не может сказать, что она ни в чем не участвовала и ей просто сверху спустили разнарядку. Данная конкретная разнарядка получила одобрение и правительства Ансипа, и тогдашних эстонских евродепутатов.

При этом в части исполнения директивы многое зависит от нас самих. Концерн Eesti Energia сам, без подсказки Брюсселя, решил в прошлом году активно использовать старые блоки, чтобы увеличить выработку электричества, пока оно дорогое. Тем самым были досрочно выбраны предельные нормы использования старых блоков, и их придется скоро остановить.
Это было неправильное решение, и часть заработанных денег концерн все равно потратит на увольняемых работников.

Миф 5. Евросоюз может легко запретить нам производство сланцевого масла

Знаменитая европейская бюрократия - это не всегда плохо. Решения в ЕС принимаются таким образом, что при большом желании и некотором везении процесс можно застопорить на любом этапе.
Всего шесть депутатов от Эстонии сумели в 2014 году запороть в Европарламенте решение, которое могло поставить под удар производство у нас сланцевого масла. При желании даже маленькая страна может защитить свои интересы. Тут вопрос скорее в том, чтобы вовремя претворить это желание в политическую волю и без стеснения лоббировать свои интересы. И, конечно, держать глаза и уши открытыми - как показывает практика, многие невыгодные для нас директивы принимаются просто потому, что кто-то не заметил рисков.

Миф 6. В сланцевой промышленности, как и в энергетике в целом, можно ничего не менять и оставить все как есть

Это опасное заблуждение, которое не учитывает мировой и европейский контекст - никто не хочет отказываться от экологических норм, и борьбой с вредными выбросами занимаются все развитые страны (за редким противным исключением).
Повышение эффективности энергетической промышленности и снижение вредных выбросов необходимо не только ради борьбы с климатическими изменениями, но и для охраны здоровья жителей Ида-Вирумаа. Конечно, борьбу за экологию надо уравновесить другими интересами, в том числе касающимися сохранения рабочих мест.

Миф 7. Падение производства электроэнергии в Эстонии в будущем приведет к росту цен на электричество

На самом деле, на цены уже сегодня влияют скорее другие факторы: рынок электроэнергии в Балтии открытый, у соседей дефицит, что так или иначе тянет вверх цены в Эстонии (которая производит много своего электричества). Решить проблемы соседей нам не под силу, но подстелить соломку можно. Для этого и имеются дополнительные перемычки, позволяющие нам при необходимости покупать электричество «на стороне».

Миф 8. В нынешних геополитических условиях можно решить все проблемы энергетики и Ида-Вирумаа

Я далека от мысли, что в Ида-Вирумаа можно трудоустроить энергетиков или молодежь, всего лишь поддерживая стартапы, развивая туризм или крупные агрохолдинги. Промышленному региону нужны новые промышленные предприятия. В ближайшие годы там будет построен крупный завод по производству сланцевого масла, затем - еще один. Это сотни рабочих мест и та самая высокая прибавочная стоимость, без которой в XXI веке среди цивилизованных стран делать нечего.
И без сотрудничества с Россией и без рынков Евразийского экономического союза, на которых мы конкурентоспособны, кардинально изменить ситуацию тоже невозможно. Да и не будут иностранцы вкладывать деньги в «прифронтовой» регион.

По этой причине один из ключевых способов решения проблем Северо-Востока – нормализация отношений с восточным соседом.

Поделиться
Комментарии