Причем его риторика сводится лишь к противопоставлению городских властей государственным, а конкретные предложения ограничиваются призывами носить кусочки белой материи на одежде. Складывается ощущение, что аппарат вице-мэра Кылварта, как впрочем и его предшественницы на этом посту Яны Тоом, был и остается только штабом борьбы с эстонским языком обучения в школах.

Между тем, проблемы организации школьной сети — прямая ответственность местного самоуправления — отодвинуты на второй план. Часть тех школ, которые требуют разрешить им преподавать на русском языке, в этом году вообще не набрали 10-ый класс, потому что не хватает учеников. В других школах ощущается острая нехватка педагогов, но Таллинн увиливает от административного решения по объединению гимназий, предпочитая выступать с политическими заявлениями, чем заниматься содержательной работой. В последние годы, пока шел планомерный перевод предметов на эстонский язык, мэрия критиковала, критиковала и еще раз критиковала реформу, не прилагая реальных усилий для улучшения ситуации.

Единственное конкретное предложение, которое прозвучало из уст Михаила Кылварта, был призыв носить белую ленточку в поддержку русской школы. Как было, правда, сразу отмечено, белая ленточка используется в мире, преимущественно, как символ борьбы за прекращение насилия над женщинами (White Ribbon Campaign), а также в кампаниях в защиту безопасной беременности и родов во всех странах (The White Ribbon Alliance for Safe Motherhood). Отрадно, что Кылварт с некоторых пор так искренне озаботился проблемами беременных женщин, но к решению проблем русских школ эти элементы дресс-кода нас ничуть не приблизили.

Во всей стране нашлись лишь двое, которые согласились постоянно носить эту ленточку. Это, собственно, сам вице-мэр и его однопартиец член Рийгикогу Михаил Стальнухин, бывшие подчиненные которого в Нарве буквально терроризируют директоров тех школ, которые выполняют закон и преподают предметы в предписанных пропорциях на эстонском и русском языках. Таких директоров городские власти Нарвы прямо называют "предателями" и поступают с ними соответственно. Директора Нарвской Кесклиннаской гимназии уволили первым, и в назидание остальным "предателям" мэрией было заявлено, что решение — принципиальное, и педагога не восстановят в должности, даже если суд признает увольнение незаконным.

Множество вопросов вызывает и членство Кылварта в так называемом "Совете русских школ", где он, по информации Википедии и сайта организации, до сих пор числится. Эта структура названа предыдущим министром образования и науки Тынисом Лукасом провокационной, а нынешний главный редактор крупнейшего издания "Постимеэс" Анвар Самост указал год назад, что эта инициатива является частью программы Кремля, направленной на дискредитацию Эстонии и наращивание внутреннего напряжения в стране. Известно, что до своего назначения в мэрию Михаил Кылварт подрабатывал на посылках в посольстве России в Таллинне, помогая организовать среди прочего участие эстонской молодежи в ксенофобском и пропагандистском лагере "Селигер" — инициативе бывшего лидера "нашистов", нынешнего главы Федерального Агентства по делам молодежи России Василия Якеменко.

Но Михаил, на самом деле, лишь продолжатель дела его предшественницы — Яны Тоом, с приходом которой мэрия и начала активную работу над повышением уровня напряжения в обществе в связи с языковой реформой в школах. Кстати, с переходом Тоом в парламент ее агрессивная и популистская риторика нисколько не изменилась. Только нападки стали более персонифицированными и перешли от правительства и правящих партий непосредственно на русские школы и тех директоров, которые успешно справляются с требованиями законодательства, чьи ученики не испытывают проблем с изучением части предметов на эстонском.

Мне, как жителю Таллинна, грустно осознавать, что место вице-мэра по вопросам образования, спорта и культуры оккупировано политическими популистами. Эти сферы является приоритетными для любого города или государства и должны быть отделены от безответственной политической риторики. Может показаться, что занимаясь борьбой с министерством образования и науки Кылварт и Тоом как раз и ратуют за образование — русское, за культуру — русскую. Но в итоге русские школы, попадающие под их опеку, не справляются с требованиями законодательства и останавливаются в развитии, что приводит к оттоку учеников и, соответственно, закрытию гимназий. "Защитников", однако, длительная перспектива не очень заботит. Их задача — получить голоса русскоязычных избирателей здесь и сейчас, а также заслужить одобрение со стороны партнеров из "Единой России". Больше ничего.

Уважаемый вице-мэр, бывший и нынешний! У нас в Таллинне, кроме русских, есть еще и эстонские школы, между прочим. Вообще, у всех школ города есть общие проблемы — устаревшие здания и оборудование, мотивация учителей и их зарплата, безопасность школьной среды. Есть колоссальная проблема детских садов, которые просто опасны для жизни детей. Есть ли надежда, что вы займетесь решением этих проблем?

А русская школа, невольно угодившая под опеку вышеупомянутых, способна преодолеть нынешние свои трудности и стать современной. Намного легче этот процесс будет идти, если проблемы русской школы будут деполитизированы, а их решением будут заниматься только профессионалы, которыми не будут со стороны мэрии назначаться руководить малообразованные политруки.

Поделиться
Комментарии