Тридцать три коровы

Город живет в ожидании девятого вала предвыборной агитации, однако вал этот уже ничего не изменит по существу. То, что Сависаар придет к финишу в Таллинне первым, сомнений не вызывает. Даже 33 коровы — простите, "достижения" Центристской партии — так не впечатляют, как хоровое пение кантаты "Таллинн мы не отдадим", изрядно напоминающей по смыслу и стилю исполнения знаменитое "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", пощады никто не желает".

Пощады действительно никто не желает, потому что согласно китайской традиции военного искусства 18 октября Таллинн станет для центристов "местом смерти" — местом последнего — сверхполитического! — напряжения сил. Им нужна одна победа — одна на всех, и за ценой этой победы в полном и точном смысле слова центристы не постояли.

Дело обстоит таким образом, что ближнему окружению Сависаара победа гораздо важнее, чем ему самому. У Сависаара уже все в жизни состоялось, включая абзац в учебнике новейшей эстонской истории. У безвестных же политических функционеров и менеджеров калибра Ольги Сытник нет ничего, кроме муниципальной гордости. Если когда-то в Таллинне и будет улица мэра Сависаара, то Ратасу или Бородичу даже на именной тупик рассчитывать не приходится.

Общение с харизматической личностью заразительно, поэтому, как "пирожков" томит ужас непожранности, так менеджеров и функционеров томит ужас безвестности. И не случайно в перечне 33 "достижений" на первом месте стоит реконструкция площади Свободы и озеленение горки Харью. Реконструкция площади сделала невозможной проведение на ней февральских парадов с участием тяжелой техники. Собственно говоря, и на троллейбусе-то пересекать площадь страшновато, не то что в танке! Достижение таково, что есть стеклянный крест и небольшая церемониальная площадка при нем, и нет главной — парадной! — площади страны. Будут ли "достижение" помнить поименно?

Озеленение горки Харью положило предел визуализации последствий мартовской 1944 года бомбардировки Таллинна советскими и британскими военно-воздушными силами. Участие в налете британских пилотов яростно отрицается, но сейчас это не так уж и важно. Главное, что стыд — советское варварство — наконец-то прикрыли газоном. У японцев есть "атомная Хиросима", у американцев — мемориальный котлован на месте башен-близнецов, а у нас теперь ничего нет, кроме музея оккупации. А виноваты в этом сами знаете кто.

Выиграть, чтобы проиграть?

Мощная фигура Сависаара в политическом поле страны напоминает об остроумном замечании философа Владимира Микушевича: "Сколько леса надо было вырубить, чтобы во поле березонька стояла".

Главная интрига выборов заключается в том, какой будет победа Эдгара Сависаара. Вариантов два: первый — абсолютное большинство мандатов в Таллиннском городском собрании, и тогда все на три года в шоколаде, второй — первенство над другими партиями, но при отсутствии абсолютного большинства и без надежд на будущее. Важно не то, сколько голосов соберут противники Сависаара, а сколько они у него отнимут. Мнение о том, что голоса, отнятые у Сависаара обоими "русскими" списками, пойдут на пользу антицентристской коалиции, вероятно, близко к истине.

Второй вариант для центристов ужасен, потому что никто из политических соперников, включая оба русских списка, не рассматривает Эдгара Сависаара в качестве партнера по правящей коалиции. Если реализуется второй вариант, знаете, где будет вся Центристская партия в столице? Правильно, не в оппозиции даже.

Экономический кризис сейчас

Нынешние муниципальные выборы приходятся на пик экономического кризиса. На Первом Балтийском канале часто мелькает Игорь Грязин, который с маниакальным упорством готов раз за разом, выйдя на улицу, доказывать, что экономический кризис есть. Кризис действительно есть, но в нашей стране он процентов на 50 состоит из страха перед кризисом, чем из реальных экономических проблем. Страх чрезвычайно выгоден, им пытаются манипулировать все, кто так или иначе связан с реальной политикой.

Наши экономические проблемы начались не с мирового экономического кризиса, а с традиционного набора: нарочито безграмотного государственного бюджета, обетования реформистов шагнуть шире, чем позволяет народный покрой порток, и самоубийственной внешней и варварской внутренней политики. Однако есть любопытная в плане исторической параллели деталь.

29 октября 1988 года Эдгар Сависаара выступал на собрании уполномоченных НФЭ, посвященном обсуждению поправок в Конституцию СССР. Он уже тогда был любителем припугнуть "фронтовиков":

"Мы должны быть готовы к тому, что
– нас будут стремиться разобщить по национальному принципу, ослабив тем самым внутренними трудностями; <…>
– будут попытки экономического давления;
– могут быть попытки крупномасштабных политических провокаций, а затем использована сила для видимого наведения порядка".

Фактически это готовый сценарий нынешнего экономического кризиса в Эстонии, уже опробованный на практике: сегрегация общества по национальному принципу, создание экономических трудностей через безграмотный бюджет с целью запугивания и давления на общество плюс крупномасштабная провокация в апреле 2007 года с использованием силы и последующим ужесточением уголовного законодательства.

Экономический кризис двадцать лет назад

В октябре 1988 года Сависаар не был провидцем. Скорее всего, он точно знал, что в стране начинается управляемый экономический кризис и товарный голод.

Помните потребительские карточки? Талоны на макароны (собственная макаронная фабрика), талоны на водку (собственный ликеро-водочный завод), талоны на трикотаж (собственная чулочно-носочная фабрика, трикотажная фабрика "Марат" и знаменитый "Кренгольм"), талоны на сигареты (собственная сигаретная фабрика "Леэк") и так далее. Саботажем 1989-1991 годов не была затронута только энергетика, и то потому, что она напрямую была связана с проблемами государственной безопасности и охраны внешних границ СССР.

При плановом ведении социалистического хозяйства широкомасштабный саботаж поставок сырья и товарный голод в СССР можно было организовать только с ведома ЦК КПСС, КГБ СССР и Совета министров СССР. Разумеется, товарищи на местах в КПЭ, КГБ ЭССР, Совмине ЭССР тоже должны были быть в курсе. Уж если про грядущий саботаж в октябре 1988 года было известно даже Эдгару Сависаару, то Вяйно Вяляс и Арнольд Рюйтель, вероятно, должны были не только знать про саботаж во всех подробностях, но и сами принимать в нем участие.

Список главных саботажников должен включать в себя практически всех высших государственных и партийных чиновников того времени. До сих пор не названо ни одного имени героев "перестройки", которые вымогали от нас политическую поддержку под давлением лимитов на сахар, муку, водку, крупу, носки, колбасу, et cetera, et cetera, et cetera. Это на их совести "пожилые" и "молодые" инфаркты, инсульты, язвы желудка, прерванные беременности, на долгие годы отрицательный баланс в приросте народонаселения, суициды и массовое движение лиц без определенного места жительства — незаконных мигрантов. А люди, равно русские и эстонцы, всегда знали, чья именно кошка мясо съела (см. фото).

На излете перестройки не абстрактные идеи свободы и демократии, а экономический саботаж и товарный голод были эффективным инструментом давления в руках тех, кто пытался сохранить "союз нерушимый", и тех, кто этот союз пытался развалить. Храню для будущего музея саботажа не "отоваренные" талоны и не особенно удивлюсь, если выживших саботажников когда-нибудь начнут отдавать под суд за преступления против человечности и геноцид, как сегодня преследуют участников депортаций.

Экономический саботаж 1989-1991 годов и товарный голод тесно связаны с деятельностью Народного фронта Эстонии и неконституционных образований, возникших на его основе. Если кто-то до сих пор гордится рядовым членством в НФЭ в прошлом, то готов ли он в будущем разделить уголовную ответственность с "командованием" фронта?

Не будем строить иллюзий: нынешний экономический кризис тоже выгоден всем реальным претендентам на власть в Таллинне. Все они приложились к тому, чтобы мы питались третьесортными продуктами из "дешевых маркетов", одевались в "сэкондхэндах" и были отданы в пожизненное рабство Tallinna vesi и Tallinna küte. Про городские дороги, которые много хуже, чем в африканском Египте или западноазиатской Турции, лучше умолчать. Только у нас дорожное покрытие злонамеренно разрушают зима, весна, осень, лето и, главное, автомобили и пешеходы.

И что теперь?

Небесный император уже сделал свой выбор. Сколь теперь ни агитируй, а голосов в урнах уже ни убавить, ни прибавить. Выбор между "плохим" и "очень плохим" сделан, а "никакое" вообще в расчет не принимается. Печально, но именно с последним явлением связаны наши сегодняшние надежды на русское национальное возрождение. Впрочем, очередного разочарования ждать осталось недолго.

Поделиться
Комментарии