Так, местный русский блогер Juri Alhaz торжествует: ”Вывести эстонца с хутора можно. Вывести хутор из эстонца — никогда… список дикарей можно продолжать бесконечно. Дикари остаются дикарями, даже если называют себя министрами, премьер-министрами, президентами”. Называются и фамилии. Это недопустимо по определению.

Первое. Такое бескультурье дискредитирует и тех русских, которые с несправедливостью борются в правовом поле, аргументированно, последовательно, без истерики.

Конечно, недовольство русских легко объяснимо — жизнь в Эстонии, даже в Таллинне, становится все более провинциальной. Более того, нет перемен в дискриминации русского и русскоязычного населения страны, что создает во многих сферах жизни общественную атмосферу ”духовного концлагеря”.

Создается впечатление, что эстонская политэлита и СМИ сами провоцируют русское недовольство, возможно, рассчитывая и на оскорбления русскими эстонцев. Это позволяет правящей коалиции либералов и националистов сталкивать две языковые общины, отвлекая их внимание от своей пагубной для населения и страны политики.

Второе. Досадно, что огульные выпады поддерживаются и некоторыми местными русскоязычными интернет-порталами, тем более позиционирующими себя рупором российских соотечественников и русской общины, ”полпредами” российского посольства и МИД РФ.

Удивительно и молчание Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), который поддерживает российскую политику ”мягкой силы” в отношении соотечественников за ее рубежами. Эта аморфная в руках МИД РФ "сила" предполагает развитие и поддержку русской культуры и языка, но при этом ради нормализации отношений, например, с Эстонией, игнорирует дискриминацию русских и русскоязычных жителей. Так-то оно так, но очевидно, что некорректные и поверхностные, все чаще и оскорбительные высказывания местных русских в адрес Эстонии, ее народа, дискредитируют как саму ”мягкую силу”, так и тех, кто реализует ее на местах.

Во что ставит другая сторона такую российскую позицию ”протянутой в пустоту руки”, пресмыкающуюся перед недружественными и русофобствующими прибалтийскими государствами, показывает и предвыборный призыв кандидата в мэры столицы Эстонии, лидера Консервативной народной партии националиста Марта Хельме: ”Сделать Таллинн снова эстоноязычным городом!” В столице почти половина населения — русские и русскоязычные жители.

Или другая история: Эстония будто специально предала огласке поимку российского шпиона Владимира Вейтмана, что привело к антироссийской истерии в СМИ. И это перед подписанием с Россией договора о границе?!

Третье. Политес нарушает в основном местная русская и русскоговорящая молодежь, о которой директор Департамента по работе с соотечественниками МИД РФ Анатолий Макаров заявил радиостанции ”Голос России”: ”Успех в работе с соотечественниками будет в наибольшей мере определяться вовлеченностью в нее молодежи. Именно от нее зависит будущее российской зарубежной диаспоры, ее внутренняя устойчивость и сплоченность, сохранение преемственности поколений. Мы стремимся уделять особое внимание молодым соотечественникам и их организациям за рубежом”. Слова, слова…

Четвертое. Наконец, в проигрыше оказываются, пусть пока единичные (раньше такого вообще не было) выступления самих эстонцев, непривычно открыто и самокритично подвергающие критике свое государство, его руководителей, политическую элиту, их национально ограниченную политику, бьющую как по русским, так и самим эстонцам. Поэтому огульность, невыдержанность русской критикующей молодежи оказывает медвежью услугу и той части осмелевшей эстонской интеллигенции, которая приходит в себя от националистического угара после восстановления 22 года назад независимости Эстонии и пытается придать стране верный курс развития.

Насколько важно не подставлять таких смельчаков, убеждает статья со скандальным для эстонских СМИ заголовком ”В плену прошлого: у эстонцев слишком много ощущения национального”. Ее напечатала газета Eesti Päevaleht. Автор — филолог и писатель Яак Урмет.

Лет десять назад он участвовал в разработке национальной идеологии. Свои идеи о патриотизме он использовал при составлении учебника родного языка для эстоноязычной школы. Недавно подготовлена рукопись нового издания, и автор пишет о том, что во многом он тогда переборщил, многие постулаты показались ему сегодня никчемными, устаревшими, даже вредными.

За эту публикацию националисты объявили Яака Урмета ”рукой Москвы”, причем, не только за высказанные мысли, но и за то, что его критика играет на руку русским шовинистам, а сам он, мол, пусть и невольно, стал союзником врага.

Надо полагать, что это снижает эффект борьбы за построение в Эстонии цивилизованного полиэтнического государства. И это должны иметь в виду и русская община, и российские соотечественники, и российские дипломаты, все, кто добиваются межэтнического равноправия законным путем.

Поделиться
Комментарии