Чтобы понять истинные намерения, иногда надо взять тайм-аут.

Заявления министра иностранных дел Сергея Лаврова о готовности России к прекращению отношений с Европейским Союзом накалили и без того напряженные отношения Россия-ЕС. Я думаю, что к этому заявлению надо отнестись серьезно и не рассматривать его исключительно как попытку угрозы, бравады или шантажа. Я не исключаю вероятности того, что Россия действительно готова разорвать диалог, хотя это кажется невероятным.

Чуть позже, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков утончил, что, по его мнению, большая ошибка заключалась в том, что слова Лаврова подавались без контекста. ”Смысл-то как раз заключается в том, что мы не хотим этого, мы хотим развивать отношения с Евросоюзом, но если Евросоюз пойдет по этому пути, то тогда — да, мы будем готовы”, отметил Песков. В данном случае для ЕС ”пойти по этому пути” означает введение санкций, которые создадут риски для экономики России.

22 февраля состоится заседание министров иностранных дел стран-членов ЕС в Брюсселе, на котором в числе прочего будут обсуждаться и возможные ограничительные меры в отношении России. Пока что нет точной информации, будут ли обсуждаться дополнительные экономические санкции.

Я думаю, что резкое высказывание Лаврова, в первую очередь направлено на то, чтобы припугнуть партнеров Евросоюза и заставить их взвесить, какой тип санкций окажется на столе обсуждений в конце февраля. Будут ли это санкции экономического характера, от которых может еще больше пострадать экономика России или дело закончится ограничениями для определенных лиц? То есть такими высказываниями, Лавров обозначает красные линии, за которые ЕС не рекомендуется заходить, если он хочет сохранить и развивать партнерские отношения с Россией.

Разумеется, разрыв отношений с ЕС негативно отразится, как на России, так и на ЕС. Ключевой вопрос, кто понесет бОльшие потери?

Если Россия выйдет из состава Совета Европы, то она прекратит выплату ежегодных взносов в ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Думаю, ни к каким катастрофическим последствиям это не приведет, просто придется включить режим экономии и пересмотреть систему финансирования.

Европейский союз играет большую роль для России, как инвестиционный и торговый партнер, а также поставщик высоких технологий и разработок. Например, РФ закупает в ЕС высокотехнологическое оборудование, используемое, в том числе, в нефте- и газодобывающей промышленности. Очевидно, что в этом случае Россия теряет, а не приобретает.
Разрыв отношений России и ЕС также окажет негативное воздействие на состояние гражданского общества в России, так как РФ снимет с себя международные обязательства по соблюдению и защите прав человека.

Кроме того, что будет со сферой туризма, образования, дипломатии? Ответов на эти вопросы ни у кого нет. Словом, высказывания главы МИДа РФ из серии ”хочешь мира — готовься к войне” очень сильно меня встревожили.

Именно поэтому в свете стремительно ухудшающихся отношений между ЕС и Россией, я решила воздержаться при голосовании по заявлению, в котором звучит призыв по формированию единой политики ЕС в отношении России и поддержке ее гражданского общества. Лично я беру тайм-аут и с нетерпением жду результатов обсуждения министров иностранных дел ЕС, которое состоится 22 февраля, и последующей на него реакции России. Тогда мы и узнаем, были ли слова Лаврова о готовности разорвать отношения с Россией пустыми угрозами или он озвучил решение, которое уже принято и одобрено.

Поделиться
Комментарии