Накануне наступления года тигра по восточному календарю автор статьи "Кое-что о жизни инопланетян" призывает "вместо ругачки в интернете" "инопланетян" (читай muulased?) к аполитичности. По мнению автора, "оказывается можно жить, не думая об общественном устройстве, которое для некоторых будет плохим всегда, априори"

Хотелось бы отметить, что любое общественное устройство зависит от людей, от их политической культуры. Априори (a priori) — философский термин, означающий знание, предшествующее опыту и не зависящее от него. Наше общественное устройство является недоразвитым именно в силу отсутствия гражданского общества и низкой политической культуры людей. В этих условиях призывать людей к аполитичности есть не что иное, как попытка увести их от обсуждения текущих проблем жизни общества, внушение того, что можно жить не в реальном, а в виртуальном и мифологизированном мире. Проблемы, затронутые автором, конечно, значительно шире.

Кто такие аполитичные люди? Быть аполитичным сегодня это хорошо или плохо? Кому от этого станет лучше?

Аполитичный человек — это обыватель, стоящий в стороне или уклоняющийся от участия в политической жизни. Чаще всего аполитичные люди заявляют: "Мы политику не любим, мы в нее не вмешиваемся или относимся к ней совершенно равнодушно. Для нас важнее заниматься своим делом".

Есть разные формы и причины проявления аполитичности. Одна из них, как пишет Борис Гребенщиков, возникла тогда, когда его концерты разгонял КГБ. Когда людей принуждали ходить на демонстрации верности и преданности делу партии. Быть аполитичным тогда значило не просто быть "вне политики" (политическим был вопрос даже о фасоне штанов и форме прически), а быть человеком, не желающим быть "политическим болванчиком".
Фактически от участия людей в политической жизни ничего не зависело. Органы власти формировались сверху, а не снизу — народом. Выборы носили показной характер. В таких условиях быть вне политики означало протестовать против тоталитарной диктатуры, которая всячески притесняла людей, рассматривая их в качестве винтиков системы. Это рождало следующие строчки:

"Мы всегда гордились тем, что мы вне.
Нам повезло, мы остались живы.
А могли бы стоять лицом к стене".

Переход к потребительскому обществу, с его ярко выраженным эгоизмом и аморальностью, породил новую разновидность аполитичности. Протестный дух сменился пресмыкательским. Автор статьи пишет: "Разумный эгоизм. Он помогает смотреть на вещи не с позиции мировой революции, а с точки зрения индивидуума" . "Есть ли польза от воплей и протестов, кои никто не слышит? Нет". "Мне должно быть все равно, что там сказал какой-то деятель, хоть президент, хоть "соотечественник".

Отказ от борьба за свои права и человеческое достоинство вряд ли можно назвать разумным эгоизмом. Это прямой результат чувства отчуждения, которое имеет место у большинства маргиналов. Такое проявление аполитичности дорого обходится обществу. Политически неграмотным человеком всегда легче манипулировать. В результате к власти часто приходят те, кто умеет лучше оболванивать маргиналов — людей далеких от политики, купить их голоса в прямом смысле за кочан капусты. Автору статьи все равно, что сказал какой-то политический деятель, хоть президент, — а мне нет.

Мне, например, как гражданину Эстонии, не все равно, что сказал президент, ведь он глава моего государства. Если он заявляет, что не хочет говорить на моем языке, так как это язык оккупантов, то это вызывает чувство отторжения от него. Он мне перестает быть мудрым и интересным. В следующий раз я за него не проголосую. В демократических странах, если так поступает тот или иной политик, то он редко остается у власти. То же можно сказать и о членах парламента или министрах.

Отношение к меньшинствам есть важнейший признак демократичности государства. Естественное стремление к равноправию — не "вопль", а норма. Древние китайцы говорили: "Если сознание отсутствует, то даже имея глаза, ничего не увидишь, а имея уши, ничего не услышишь". Чтобы выступать на стороне этнического большинства, особой смелости не требуется. Намного сложнее защищать слабых и бесправных.

Маргинальному автору никак не понять, что люди борются за свои права не потому, что "им крошки не достаются", а потому, что без прав они не выживут. В нашем государстве не экономика определяет политику, а политика — экономику. Когда режут курицу, которая несет золотые яйца, лишь потому, что она с востока, то это уже не экономика, а политика.

Социальные последствия от экономического кризиса среди "инородцев" намного трагичнее. Они, во многом, есть результат неразумной национальной политики государства. Не замечать того, что есть, не удастся никому. Рано или поздно оно само заставит себя признать. У людей со страусиной логикой есть такая особенность — не замечать того, что осознавать пока не хочется. Убегая от проблем, их не решишь, а под видом аполитичности пытаться научить собаку вилять хвостом не по симпатии, а по команде, невозможно.

Поделиться
Комментарии