С начала этого года минимальная зарплата поднялась до 430 евро. Учитывая практику других государств, это повышение было не особенно впечатляющим. Например, минимальная зарплата в Люксембурге, Бельгии, Германии и во многих других странах превышает отметку в 1000 евро. На другой стороне шкалы находятся такие страны как Швейцария, Лихтенштейн и Монако, где средняя заработная плата составляет 4700 и 5400 евро.

У низкооплачиваемых рабочих мест — как в Эстонии, так и других государствах — есть общие характерные черты. Структура зарплаты в одних и тех же сферах деятельности схожа вне зависимости от географического положения, но есть разница в общем уровне зарплат, и эта разница очень большая.

В прошлом году Китай обещал вывести государство на новый уровень развития и увеличить экономический рост за счет ликвидации нескольких тысяч низкооплачиваемых рабочих мест, заменив их роботами. Возможно ли это в Эстонии — зависит от уровня квалификации и способности к переобучению той рабочей силы, которая попадет на рынок труда после таких изменений.

Можно было бы действовать более эффективно, если бы государственная система образования проводила целенаправленное переобучение людей с низким уровнем доходов и направляла бы их на более высокооплачиваемые должности. Сейчас государственные механизмы по реструктуризации низкооплачиваемых рабочих мест очень слабы. Мы можем заменить кассира кассами самообслуживания, но какой дальнейший потенциал у освободившегося человеческого ресурса? Уезжать из Эстонии? Или искать возможности переобучения? Многие выбрали первый вариант. Нам нужны лучшие возможности для повышения квалификации своих людей и это не может быть добровольным. Людей надо приучать создавать ценности.

И безработица, и нехватка рабочих рук

Я общался с несколькими предпринимателями, которые считают, что резкий рост минимальной зарплаты нецелесообразен. Были мнения, что это повлечет за собой увольнения и раздует затраты по заработным платам. Многие боятся, что рост зарплат нарушит баланс между трудовым вкладом и созданной ценностью и что в результате за дешевую работу придется платить слишком много. В этом есть своя логика, но зато такой шаг вынудит предпринимателей выйти из зоны комфорта.

Таким образом, создается возможность пересмотреть свои процессы и действия и обновить их в соответствии с изменениями. Механическая корректировка минимальной зарплаты и необлагаемого налогом минимума дает возможность предпринимателям действовать более эффективно. Косвенно идет речь не только об изменении уровня предприятия, но и об изменении общего благополучия и уровня жизни людей.

Некоторое время назад я читал про один эксперимент, в ходе которого родитель-одиночка попробовал прожить месяц на минимальную зарплату. Итог ужаснул, деньги закончились в середине месяца. На самом деле, есть люди, доход которых в месяц составляет 365 евро нетто, к которым прибавляется залог, полученный из автомата приема тары. Это при том, естественно, что тара есть под рукой. В контексте Таллинна можно предполагать, что более трудолюбивые люди найдут себе более высокооплачиваемую работу. Здесь есть и выбор, и желающие работать.

Но за пределами столицы положение таких же трудолюбивых людей уже иное. В некоторых поселках рабочих мест меньше, чем рабочих рук. Нужно выбирать между работой и ведением домашнего хозяйства. Соответственно, на сегодняшний день не везде предприниматели чувствуют давление заработной платы.

Кажется противоречивым то, что в целом по Эстонии нехватка рабочей силы, а во многих уездах наоборот, проблемой является нехватка рабочих мест. В одном Ида-Вирумаа в первом полугодии было почти 8000 безработных. В таком положении перспективы на повышение доходов очень призрачны.

Плюс зарплата, минус акциз

В следующем году минимальную зарплату ждет рост в размере нескольких десятков евро (9%). В 2016 году были подняты акцизы на дизельное топливо на 14% и на бензин на 10%. В 2017 году нас ожидает рост этих же акцизов еще на 10%. Эти акцизы, в свою очередь, влияют на формирование цен множества групп товаров. Поэтому от косметической корректировки минимальной зарплаты в итоге у людей не останется на руках больше денег.

Живя в Таллинне, очень многие люди не представляют себе жизнь на минимальную зарплату. Уже один поход в ресторан сделает большую дыру в бюджете человека, получающего минимальную зарплату. По данным за второй квартал года, в Эстонии средняя нетто-зарплата составила 1163 евро. Такой доход позволяет удовлетворить некоторые элементарные потребности, но скорее всего и этого будет не хватать, если в семье только один работающий человек. Если в семье среднюю зарплату получает больше чем один человек, то уровень жизни повышается. Но если сложить доходы двух людей, получающих минимальную зарплату, то много ли может себе позволить такое семейство? Довольно мало. Это ясно указывает на то, что доходы людей должны увеличиться.

В прошлом году одна парламентская партия вышла с идеей, что минимальная заработная плата могла бы быть 800 евро. До реализации идеи дело, к сожалению, не дошло. В прошлом месяце очень ясно выразился на этот счет Яан Мянник, поддержавший идею поднятия минимальной заработной платы до 800 евро. По его мнению, это и есть правильная минимальная зарплата для Эстонии. Такого уровня за один большой прыжок не достичь, но двигаясь шаг за шагом, до него можно добраться.

Некоторое время назад в газете Eesti Päevaleht Кадри Симсон упомянула, что необлагаемый налогом минимум следует поднять до 500 евро. Андрес Херкель выразил, в свою очередь, мнение, что минимальную зарплату нужно поднять хотя бы до 600 евро, но желательно до 700. Многие политики поддержали эти идеи, но по существу никаких шагов до сих пор предпринято не было.

Образование по интересам — это не игрушки

Рост необлагаемого налогом минимума до 500 евро, конечно, является средством поддержки рабочей мотивации, но оно малоэффективно, если его не комбинировать с ростом уровня минимальной заработной платы. Шаги по увеличению минимальной зарплаты должны быть радикальнее, чем прежде. И минимальную заработную плату нужно поднимать в комбинации с ростом необлагаемого налогом минимума.

Нет ничего удивительного в том, что эта тема вызвала много разговоров. Никто не станет спорить: общество ждет от будущих молодых поколений, чтобы они были умными, предприимчивыми и конкурентоспособными. В то же время у многих семей с низкими доходами нет возможности отвести своего ребенка в кружок по интересам. Разве здесь нет противоречия?

В Таллиннской школе по интересам ”Кулло” занятия в кружке электроники и робототехники стоят 30 евро в месяц, в кружке рукоделия — столько же, в кружке музыки — 48 евро в месяц. В доме молодежи Нымме занятия в кружке керамики стоят 25 евро в месяц, в студии фортепиано — 40, в кружке художников по стеклу — 27. На первый взгляд недорого, но многим это не по карману.

Некоторое время назад аналитическая и правовая служба Рийгикогу провела исследование на тему образования по интересам. Результаты показали, что кружки по интересам в Эстонии посещают, к сожалению, меньше половины детей в возрасте до 14 лет. Образование по интересам — это инвестиция в человеческий капитал. Повышая прожиточный уровень семей, мы расширяем их возможности участвовать в кружках по интересам.

В целом ясно, что люди, которые занимаются в Эстонии тематикой минимальной зарплаты, сами минималку не получают. В кругах людей, наделенных политической властью, доходы другого калибра. Предыдущее правительство ушло в отставку лишь на днях, но будет уместно сделать следующее сравнение. Некоторое время назад я попал на веб-страницу www.avalikteenistus.ee, где можно познакомиться с жалованием госслужащих. Доход премьер-министра — 5288,40 евро, министра — 4495,14 евро.

В тоже время, там не нашлось ни одного работающего на полную ставку чиновника, зарплата которого составила бы 430 евро (брутто).

Непростой вызов

Более 70% государственных чиновников (которых на время проверки насчитывалось 15 430 человек) зарабатывали более 1000 евро. Разве могут состоятельные люди адекватно оценить реальную потребительскую силу минимальной заработной платы? Разве в состоянии они понять, насколько печально нынешнее положение? Скорее всего, нет. Но как же более точно оценить возможности минимальной заработной платы? Лучше всего это прочувствовать на своей шкуре. Эксперименты ”Можно ли прожить на минимальную зарплату” время от времени проводились.

Но насколько тяжело подобное испытание в действительности, не знает никто, кроме самих экспериментаторов. В кругу своих знакомых я слышал мнение, что как-то можно и с такими доходами свести концы с концами. Но так ли это?

Когда-то по просторам интернета гуляла благотворительная кампания Ict Bucket Challenge (когда все обливались из ведра водой со льдом). Цель кампании заключалась в том, чтобы обратить внимание на людей, страдающих от бокового амиотрофического склероза, также известного как болезнь моторных нейтронов.

Точно так же можно призвать людей ознакомиться с мрачной стороной жизни на минимальную зарплату. Попробуем прожить один месяц на минимальную зарплату и посмотрим, каково это. Почему бы в этой кампании не поучаствовать советникам и ключевым фигурам как прежней, так и нынешней правительственной коалиции. Долгой подготовки это не требует, а вот упорства — точно. Быть может, это поможет принимать более взвешенные решения при корректировке минимальной заработной платы в дальнейшем. Попробуем!

А ты был бы готов принять такой вызов? Я да!

Поделиться
Комментарии