Однако тем, кому дорого это светлое чувство, не рекомендуется посещать некоторые центральные края и области нашего союза. В отличие от Скандинавии, там не только зарплаты выше наших, но и цены в целом ниже.

Сегодня, когда евроинтеграция неумолимой поступью шагает от Черного до Балтийского моря, наш наивный ценовой самообман становится очевидным. Один бастион, впрочем, держался до последнего: продуктовые цены. Что-что, а пищевые продукты — не автомобили и не компьютерные примочки, их у нас в промышленном масштабе производят.

Äripäev осенью признала, что и это иллюзия. Несмотря на то, что наша доярка тетя Маали героически трудится за копейки, цены на отечественные продукты питания отнюдь не ниже, чем в цитадели капитализма.

Никто не знает, почему так происходит. Кто-то из представителей промышленности барахтался в аналитических потугах, пытаясь объяснить эту удивительную тайну, но так и не объяснил. Обрабатывающие предприятия разводят руками и кивают на фермеров — закупочные цены-то растут. Фермеры отвечают, что работают за копейки. А торговые сети вообще молчат, как партизаны.

Мало того, в DELFI пробежала совсем уж мрачная новость: у них, в проигравших вторую мировую странах, еще и пиво дешевле. Многие, кто там был, подтверждают, хотя пока в газете не прочтешь, не поверишь. Еще ходит слух, что финны уже снаряжают до Ростока свои "ro-ro", чтобы микроавтобусы с тарой загружать. Сметать будут все под чистую, понятное дело. Дождутся вот полной либерализации еврорынка алкоголя, и вперед. Их пресса уже и магазины разузнала, где шнапс дешевле, чем у братского вируского народа.

Вот и говори после этого о твердости потребительских пристрастий и сложившемся вкусе.

Поскольку не существует никакого очевидного объяснения парадоксу наших высоких цен на фоне низких затрат, остается только заключить, что в дело замешан тайный заговор. Ничего невероятного в этом нет: тайные заговоры, общества, ложи и секты, Советы Мудрецов, разведцентры и отделения Коминтерна испокон веков отвечали за падеж скота, мор, голод, засуху, революции и сокрытие внепланетных артефактов. И уж конечно, взвинтить цены в отдельно взятой стране для них не проблема. Большой авторитет в экономике, Адам Смит написал еще в XVIII веке, что люди одной торговой профессии просто так, для разнообразия или развлечения, вместе никогда не собираются, их беседы всегда сводятся к заговору. Так и в нашем случае: явно видна мохнатая рука тайной организации — для конкретики назовем ее Лигой Творожных Сырков — структуры, ответственной за нашу плохую жизнь.

Неприятно только, что к Лиге этой причастны не международная финансовая олигархия и даже не кремлевская разведка, как это обычно бывает, а простые эстонские ребята Ивар и Юхан. Иностранные разведцентры не виноваты в высоких ценах на вырускую кровяную колбасу.

Сегодня, как никогда, возможно усиление конкуренции на продовольственном рынке. Об этом свидетельствуют последние события. Фонд Йоахима Хелениуса на иностранные деньги закупает свино-молочные фермы, будоража наш аграрный застой. По заграницам, под флагом сверхдешевых цен маршируют литовские и немецкие торговые сети, наводя ужас на наши оскандинавившиеся супермаркеты.

Поэтому нельзя исключить, что кто-то снова попробует ввести в моду старые, но находящие отклик лозунги про коварство скупающих землю родной Эстонии спекулянтов-иностранцев, про ядовитость импортной пестицидно-мутантной продукции и про хищническую суть эксплуатации трудящихся западным капиталом. Кому-то так нравится призывать к патриотизму незабвенным "eelista eestimaist" и объяснять нам, насколько это важно, чтобы прибыль заработал именно Юхан и Ивар, а не Джон или Перкка, чтобы именно Юхан и Ивар возвели хоромы на берегу моря, чтобы именно Юхан и Ивар поехали на Канары.

А для чего? Ради светлой национальной идеи, или все-таки чтобы самому эксклюзивно наживаться на потребителе, выжимать соки из тети Маали? В нашей самой национально-патриотичной отрасли?

Зовите буржуинов, пусть приходят.

Поделиться
Комментарии