В конце апреля родились многие политики ХХ века с неоднозначной репутацией. Тут вам и Гитлер, и Ленин, и целый ряд деятелей более мелкого масштаба. Например, известный эстонский политик Март Лаар. На его день рождения (а в этом году у Лаара юбилей — "полтинник", однако), в Таллинн прибыли его российские приятели — Борис Немцов и Андрей Илларионов. Фигуры весьма примечательные во многих аспектах.

Один из этих аспектов — хождение ленинскими тропами. Российские оппозиционеры конца XIX — начала XX, к коим принадлежал Владимир Ильич, обожали зарубежные страны. Особенно Швейцарию и Финляндию, откуда можно было не без комфорта руководить революционной борьбой в России. Нынешние оппозиционеры не изменяют этим революционным привычкам. И Таллинн становится для них нынче чем-то вроде столь любимой российскими бунтарями Женевы.

Немцов, Касьянов, Илларионов, Новодворская… Казалось бы, такие разные люди. А проговаривают в Эстонии один и тот же текст, как будто отредактированный и одобренный одним цензором. Интервью Немцова в эфире ЭТВ предстали классическим образцом подобных текстов.

"Эти негодяи" — пассаж Немцова о лидерах своей страны Медведеве и Путине. Далее по привычной схеме: у нас выборов нет, у нас нет демократии, "кремлевцы" похитили миллиарды крон из "Газпрома", фальсификация выборов, олимпиада в Сочи — афера, и т.д., и т.п. Хотя и с забавными вариациями: Медведев, оказывается, не президент России, а заурядный блоггер. Правит, естественно, великий и ужасный Путин.

Единственная надежда России — движение во главе с Немцовым. Велосипед изобретать не стали, и назвали движение как в Польше — "Солидарность". На вопрос, относятся ли серьезно россияне к таким тотальным обвинениям в адрес существующего режима, Немцов ответствовал: "Думающие и грамотные — да".

Сопереживая таким ужасным бедам России, я смотрел на Немцова и мучительно думал, кого он мне напоминает. Когда он дошел до 500 тысячах "вброшенных" в избирательные урны бюллетенях на выборах в Московской области, меня осенило: Хлестаков! Помните знаменитое: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!"

С устной речью у Немцова все в порядке, излагает все складно. Получилась лишь одна накладка, когда в аэропорту его спросили о кампании "синее ведерко", проходящей в России в знак протеста против многочисленных чиновных лимузинов с мигалками.
"Нас они задолбали" — вежливо поделился эмоциями оппозиционер, вновь сославшись на неправильный кремлевский режим. И продолжил: "Вам в Таллинне этого не понять. Когда стоишь полтора часа в пробке в ожидании, когда проедет великий Путин или Медведев, то невольно начинаешь их всех ненавидеть", — рассказал. Таллинцев, которые как раз в этот день, в связи с натовским саммитом, вообще не могли нормально передвигаться в центре города, такая установка невольно заставила задуматься: а так ли нежно мы любим НАТО?

Андрей Илларионов, ныне пребывающий в должности сотрудника Центра по глобальной свободе и процветанию вашингтонского Института Катона, пока что в Таллинне настолько радикально не высказывался. Впрочем, он отметился еще в прошлом году, на слушаниях в конгрессе США, по поводу новых веяний в российско-американских отношениях. Не могу удержаться от длинной цитаты:

"Недавнее предложение осуществить "перезагрузку" в американо-российских отношениях и "начать отношения с чистого листа" воспринимаются с плохо скрываемой радостью и удовлетворением российскими чекистами. Для них это означает достижение многих целей, о которых они мечтали. <…> Такой тип поведения со стороны американской администрации нельзя назвать даже отступлением. Это даже не политика умиротворения, которая так хорошо известна всем нам по другому решению — в Мюнхене в 1938 году. Эта полная и безусловная капитуляция перед режимом офицеров секретной полиции, чекистов и мафиози-бандитов. Это полная сдача всех надежд и усилий российских демократов, равно как и народов постсоветских государств, которые мечтали освободиться от системы, которая контролировала и мучила их почти столетие".

В общем, Обама — это пораженец Чемберлен-Даладье, а Медведев — агрессор Гитлер. Смешно, если бы не было так грустно. Представьте себе самого ярого западного оппозиционера (легального, естественно), который приезжает в другую страну, дабы заявить, что в его собственной отчизне ничего хорошего нет и не будет, и с ней не стоит иметь никаких отношений. Я такого не припомню. Увы, эта ленинская традиция: пусть страна погибнет, если не хочет меня у власти (вспомните лозунг "поражение в империалистической войне"), — никуда в России не делась. С легендарным улыбчивым прищуром смотрит Ильич на своих наследников: "Правильной дорогой шагаете, товарищи!".

Поделиться
Комментарии