Поскольку серьезно спорить тут не о чем, ограничусь парой ремарок. На меня наезжать непродуктивно (человек я спокойный и обладаю почти 40-летним иммунитетом на всяческий hate mail), а на Андрея Макаревича — и вовсе нелепо: это ситуация Слона и мосек в чистом виде.

Впрочем, если не терпится излить свои комплексы и кррруто самоутвердиться за счет известных людей — валяйте; анонимное хамство в сети ненаказуемо! Это, как говорят в бездуховной Европе, "ваши проблемы": хотите — читайте и бурлите; не хотите — не читайте и берегите ментальное здоровье. А мое дело — создавать грамотные тексты на разные темы, честно описывать то, что я вижу и как думаю. При этом навязывать свое видение никому не собираюсь. Сегодняшнюю колонку по жанру вполне можно отнести к "непутевым заметкам", как в передаче Димы Крылова.

Последние две недели мы с семьей провели во Франции. Франкофилом я отродясь не был, но с сыном Иваном мы договорились, что если он хорошо закончит учебный год (а закончил он на все пятерки и одну тройку по физкультуре), то будут ему предъявлены знаменитый Палеонтологический музей и Галерея Эволюции в Париже, а заодно и Эйфелева башня, интересовавшая его "с инженерной точки зрения". Супруга, впрочем, тоже предвкушала.

Долетели бодренько маленьким самолетом Estonian Air; единственное нарекание — зря они переняли скупердяйскую политику SAS, когда на борту даже вода за деньги. Не дискаунтер же… В аэропорту имел место один эпизодик: выходим из терминала к стоянке такси, наперерез бросается "афро-француз" с вопросом: "Вам такси до Парижа? Тогда вам не сюда, такси до Парижа — внизу!" — и пытается увлечь за собой. Я уже было развернулся, но тут до меня дошло: "У вас там что — машина на паркинге?" — "Ну, типа…" — "Извините, мы уж лучше нормальным такси!" — (агрессивно) "Но я тоже профессионал!" — "Если ты профессионал, то для начала хотя бы не ври".

Доехали до Трокадеро с милым пожилым португальцем за 45 евро. Париж — город очень… поклонник сказал бы "выдержанный в едином стиле"; я бы сказал — "однообразный". Есть отдельные прелестные местечки — Монмартр, Марэ, островок Сен-Луи; отдельные выдающиеся сооружения (всем известны) — но они тонут в нескончаемой монолитной имперской застройке XIX века. С точки зрения прибарахлиться и вкусно поесть тут все, конечно, соблюдено! Цены в ресторанах примерно московские (о качестве еды судить не берусь), но баланс их несколько иной: дешевые блюда (скажем, пицца) в Париже стоят заметно дороже, а дорогие — дешевле. Хорошее вино — дешевле в разы и максимально доступно.

Чуть сложнее обстоит дело с достопримечательностями: Франция, как известно, самая "туристическая" страна в мире — 85 миллионов визитеров в год, и львиная доля из них тусуется в Париже. Это чувствуется, особенно летом. На стандартных туртропах толчея, как на базаре, а извивающиеся под палящим солнцем километровые очереди на Башню, в Нотр-Дам, Версаль, Лувр и т.п. вызывают искреннее сочувствие. Тем более, что во многих случаях этого можно избежать: в некоторые места лучше заказывать билеты по интернету; в Музей Д'Орсе и Нотр-Дам — приходить утром к открытию, в Лувр можно не ходить вообще (его очень много и там очень скучно), а в Версале гулять по шикарному парку и кататься на лодке вместо того, чтобы топтать одинаковые залы дворца. Отдельная история — Диснейленд. Не исключаю, что в ноябре или феврале там может быть очень мило, но в июле это… пушной зверек песец.

Вообще, с детьми я был в Париже впервые и постараюсь больше этого не делать. Развлечений для них мало, парков почти нет, разбросанные по скверикам детские площадки, как правило, скудные и неоправданно платные. Лидия оттягивалась разве что на красивых каруселях. Но по-настоящему шокировало нас другое: в метро мужчины и всяческая молодежь никогда не уступали место четырехлетней девочке! Сидели, глазели и не шевелились. Один-единственный раз уступила место женщина и, как оказалось, русская… Не в оправдание поведения французов в транспорте, все же отмечу: к детям здесь относятся своеобразно — как к маленьким взрослым. Строго, никакого сюсюканья, никаких поблажек. В результате французские enfants, в массе своей, гораздо более дисциплинированны, ответственны и "хорошо-манерны", чем их русские, американские или даже немецкие сверстники.

Помимо Парижа, мы посетили курортные городки — буржуазный Довиль и богемный Трувиль. Навестили старую подругу, фотохудожницу Наталью. В России она не была довольно давно, к Путину относится прохладно, но вполне лояльно, Европу тихо ненавидит и мечтает, чтобы ее 25-летняя дочь сошлась с хорошим русским парнем. Я давно заметил, что любить нынешнюю Россию гораздо удобнее, проживая за ее границами, а любить Европу — живя в России… Трагедия сбитого самолета случилась аккурат во время нашего пребывания во Франции. Не могу сказать, что ощутил какую-то острую реакцию: скажем, произошедшая в это же время атака Израиля на Газу вызвала в Париже очень шумные акции протеста, а в связи с Украиной я отметил только несколько анти-путинских граффити.

Возможно, это связано с тем, что первую скрипку в западном оркестре явно играют США, а анти-американские настроения во Франции сильны — причем, и на правом, и на левом флангах. "Чума на оба дома" — популярная сегодня позиция.

И на десерт: квартиру мы занимали в доме, где Бертолуччи снимал "Последнее танго в Париже". Спасибо Сене, от нее веяло прохладой.

Поделиться
Комментарии