Но дело гораздо глубже конфликта двух политиков, которые являются конкурентами на предстоящих выборах. Речь идет о принципах функционирования государства. Здесь Эстония переплюнула даже США, где постоянно всплывают факты вмешательства во внутреннюю политику ЦРУ — ведомства, которое, по идее, отвечает за внешнюю разведку. Однако о вмешательстве военной разведки во внутреннюю политику даже в Америке как-то не было слышно. В СССР монстр КГБ тоже боролся как с внутренней крамолой, так и с зарубежным империализмом. Но о преследованиях советских граждан со стороны ГРУ как-то умалчивали даже самые страстные борцы против советского тоталитаризма.

Министр Лиги довольно точно отметил корни скандала: попытки препятствовать гражданскому контролю над армией. Это общая болезнь всех переходных режимов. Вооруженные силы по определению, в силу своей специфики, являются достаточно закрытой для остального общества системой. И одной из главных задач демократического общества является установление гражданского контроля над армией. Иначе получается как в Латинской Америке — военный переворот по расписанию, раз в неделю.

В Эстонии особенность ситуации заключается и в наличии влиятельной военизированной организации в виде Кайтселийта. Печальный опыт отношений общества и военных также имеется. Как до-, так и послевоенный. Сейчас среди политиков очень модно критиковать президента Константина Пятса за разгон парламента и установление "времени молчания". Спикер парламента Тоомас Варек в День независимости даже извинился за политиков, которые допустили роспуск Рийгикогу в 1934 году. "С этого все и началось, а кончилось исчезновением государства", — утверждает Варек.

Но гораздо более близкую к истине версию событий того времени еще в 80-е годы предложил политолог Рейн Таагепера. По его мнению, переворот Пятса был не чем иным, как попыткой с помощью авторитарного режима предотвратить установление режима тоталитарного. Движение ветеранов Освободительной войны (вапсов) имело тогда немало сторонников как в обществе в целом, так и в армии, а их идеалы вполне совпадали с идеями пришедших к власти в Германии нацистов. Разгром вапсов не стал преддверием более светлых времен — но это уже совсем другая история, на ход которой у Эстонии никакой возможности повлиять не было.

После восстановления независимости самая серьезная угроза государственного переворота была опять-таки связана с армией и парамилитарными структурами. Летом-осенью 1993 года взбунтовалась рота егерей в Пуллапяэ. Затем в течение нескольких лет руководство страны имело большие проблемы с обузданием вольницы Кайтселийта. И вот сейчас — опять рецидивы непростых отношений военных и гражданских чинов.

То, что здесь не все в порядке, выяснилось во время бурной дискуссии вокруг способа комплектования армии. Лиги выступает за профессиональную армию, что вызвало небывало бурную реакцию партии Союз Отечества/ "Республика". Той самой, от которой после отставки с поста главкома баллотируется на выборах Тармо Кыутс. Особенно старался в кампании травли министра Тривими Веллисте, известный своими праворадикальными взглядами, почтением к памяти СС и ненавистью к памятнику на Тынисмяги. Заметим, что он является и главным парламентским лоббистом Кайтселийта.

Одновременно с новостями о шалостях военных разведчиков внутри страны поступают и заграничные вести. Возможно, именно занятостью лучших кадров на фронте выявления внутренних врагов объясняется скандальное отстранение эстонских разведчиков от работы в Афганистане, где они подчиняются британскому командованию. Как следует из доклада британского полковника Яна Хантли, слишком различаются методы работы подданных Ее Величества и эстонцев. Формулировка крайне расплывчатая, но, судя по некоторым деталям доклада, речь идет об излишнем интересе эстонских разведчиков к информации, которой британцы не склонны с ними делиться, и о недостаточной подготовке к работе с населением в специфических условиях Афганистана.

Отвлечение от прямых обязанностей для участия во внутриполитических разборках — это очень скверно. Не секрет, что в армиях многих стран есть офицерские группировки с радикальными взглядами, очень не любящие "болтунов-политиков". В наших условиях не вполне нормальных межэтнических отношений существование подобных группировок опасно вдвойне.

Гражданский контроль, к которому так болезненно относился Тармо Кыутс, жизненно необходим для блага всего общества. Поэтому история о том, "как поссорились Юрген с Тармо" выходит за рамки взаимоотношений Сил Обороны и военного министерства.

Поделиться
Комментарии