После не очень заметного на фоне Майдана кризиса эстонской власти правительство неожиданно сменил ”молодняк”, если сравнивать возраст новичков с политическими ”зубрами” в других странах.

Вспоминаю себя в возрасте новых министров. Не хватало опыта, зато энергия и желание что-то усовершенствовать фонтанировали. Если честно, то я новым министрам не завидую. Ведь этим молодым, хорошо образованным людям досталось непростое наследие от предыдущих поколений бывших советских партийных работников, которые, хоть и перекрасились в различные цвета, стиля мышления не поменяли.

Конечно, не все старые руководители были в прошлом секретарями райкомов и агентами КГБ, но заменивший классовый партийно-этнический принцип подбора руководящих кадров решил все.

С ощущением зрителя в театре абсурда читал ежедневные высказывания бывшего уже министра обороны Урмаса Рейнсалу. То он сделал царский подарок ЦАР — Центральноафриканской Республике — в виде живых эстонских солдатиков, непонятно что забывших в Африке. То навязчиво доказывал необходимость покупки парочки бэушных самолетов с голландскими БТР-ами второй же свежести. То делал ценные замечания министрам обороны Швеции и Финляндии. Озабоченный министр готовился отразить мифическое военное вмешательство восточного соседа. При всем уважении к эстонской армии, будучи в прошлом военным как советским, так и израильским, представив перспективу ожесточенных боев на мосту через реку Нарва и взаимное метание ядер из Ивангородской и Нарвской крепостей, я только криво усмехался.

Выдохнул с чувством облегчения после того, как новый министр Свен Миксер развеял опасения о неминуемом вторжении России и призвал прекратить панику. Тем более, что Россия никак не проявляет своих намерений ”приватизировать” Эстонию. Российская угроза — плод больного воображения и реального бизнеса особо ретивых вояк и идеальный повод для ”закручивания гаек” в отношении местных русских под маркой борьбы с ”пятой колонной”.

К сожалению, у Миксера выбор небогат, и он вынужден подтвердить как минимум прежний уровень отчислений из госбюджета на оборону. Не сделай он этого, будет сожран той частью своих сограждан, которая еще не наигралась в войну и живет уже не своими собственными воспоминаниями, а историями, которые переродились за десятилетия в удобные мифы. Да и членство в НАТО обязывает содержать армию. Жаль. Эти средства можно было бы не приносить в жертву истерии и безумию, а употребить на пользу своему населению.

Членство Эстонии в ЕС — это огромный капитал. Я не говорю о географии страны, расположенной между двумя колоссальными рынками — Россией и Европой. Не говорю, потому что на данном этапе этот поезд ушел, и на нем уехали финские соседи вместе с русскими туристами, российским бизнесом и газовой трубой. Теперь нужно ждать следующего поезда.

Но одна только наклейка ”произведено в ЕС” как знак принадлежности к западному рынку открывает большие перспективы. Кто введет санкции против члена своего же клуба? Это прерогатива ЕС решать, кто хороший, а кто плохой, но ”не из нашего района”. Не наложит же ЕС эмбарго сам на себя.

Вот и пригодились бы оборонные средства плюс еврофонды не только на вечное уныло-безнадежное строительство дорог, но и для настоящего развития экономики страны. Под этим не подразумеваю повышения смешных показателей роста розничной и оптовой торговли, о котором радостно рапортуют местные экономисты. Будущее — за развитием инновационных технологий, за пренебрежение к которым, кстати, Эстонию нещадно критикуют в том же ЕС. Из-за постоянной политической возни с Россией сокращается наивыгоднейшая для нашей страны перевозка грузов. Похоже, пришло время заняться транзитом высокотехнологичных разработок и товаров из третьих стран в старую Европу и остальной мир. Транзит — это не только перевозка чего-либо вагонами и фурами.

Мне возразят — мол, дееспособные эстонцы и русские (архаичная отжившая в развитых обществах градация по национальной принадлежности) уже уехали. Не думаю, что все так плохо. Глобализация — не ругательное слово, а форма взаимодействия между специалистами всех стран, вне зависимости от того, где они находятся. Китайцы — молодцы. Не пропускают мимо себя новых технологий, которых хватает в мире. Слежу за этим процессом и поражаюсь. Изобретают и производят все. Иногда до смешного. Например, аппарат для производства любого алкоголя в домашних условиях или этикетки-наклейки для проверки качества еды, которые должны заменить не всегда правдивые сроки годности, указанные на упаковке.

Хочется верить, что новый министр экономики Урве Пало будет мыслить современными категориями развития экономики. Для такого самостоятельного пути нужны квалифицированные работники. Технологические разработки требуют для реализации не заводов- гигантов и сырьевых затрат, а средств и, главное, мозгов, что напрямую связано с образованием.

Невозможно не согласиться с тем, что местное образование переживает не лучшие времена. Проблема преподавания на русском языке — больная тема. Кого-то эта проблема беспокоит по сути качественного образования, для кого-то нестабильность в этой сфере — вечный кусок хлеба. Новый министр образования и науки Евгений Осиновский абсолютно правильно отметил, что в Эстонии в течение десятилетия проводится эксперимент на учениках.

Пожалуй, самый тяжелый министерский портфель достался именно Осиновскому. Если бы речь шла только об улучшении преподавания математики или физики, было бы проще понять, что и как делать. Но в его портфеле лежат ”кирпичи” эстонской политики, результатом которой стали мифотворчество и априорное нежелание принимать действительность, с одной стороны, и неверие в себя — с другой стороны.

Сломать стереотипы крайне сложно. Неожиданный правительственный кризис дал на один год шанс молодым и, верю, умным показать, что перемены возможны. Посмотрим, так ли уж молодо-зелено. А наше дело попробовать им помочь, если есть, чем. Если же нечем, то хотя бы не мешать.

Вместо эпилога

Вчера в машине слушал музыкальный обзор современного джаза. Эстонец на русском языке рассказывал о новых композициях, которые исполняют эстонцы вместе с русскими, украинцами, англичанами и чехами. И никаких межэтнических разборок. Общее увлечение или идея объединяют. Видимо, это удел избранных, талантливых и целеустремленных.

Поделиться
Комментарии