Это вполне объяснимо. Тот факт, что престиж Юри Ратаса неуклонно снижается, тогда как у его основного конкурента — Каи Каллас, напротив, столь же неуклонно растет, уже не только не сенсация, но даже и вообще не новость, а всем надоевшая рутина.

Тем не менее, напомним цифры. Хотя рейтингу Ратаса в русскоязычной среде (что для нас особенно важно) до уровня плинтуса еще все-таки далековато, но от горних высей он еще дальше. А именно: с 47 процентов в сентябре он упал до 41% в октябре. Тогда как популярность лидера Партии реформ Каи Каллас в этой группе жителей Эстонии за тот же период выросла почти вдвое: с 8 до 15 процентов. И хотя абсолютные цифры еще показывают сохраняющийся значительный разрыв, но тенденция очевидна: всё больше русских воспринимают реформистов и их председателя как серьезную политическую силу, что, на фоне стремительно развивающейся политической астении центристов, совсем не сложно…

Сделайте лучший выбор!


Карл Маркс утверждал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Но нам пока не до жиру: хорошо бы хоть как-нибудь расстаться с нашим настоящим. Что гораздо сложнее. Прошлое — оно и так уже прошлó, а вот настоящее всё тянется и тянется…

Необходимое уточнение: слово ”настоящее” в предлагаемом контексте следует понимать исключительно как категорию времени, а не в смысле ”противоположность искусственному, игрушечному, поддельному”.

Как вы помните, сразу после парламентских выборов нынешней весной Юри Ратас неожиданно прервал переговоры с Каей Каллас, председателем Партии реформ, которая формально стала фаворитом выборов, и именно ее лидеру президент Керсти Кальюлайд сначала поручила формирование правящей коалиции. Когда стало известно об этом поступке главы Центристской партии, кто-то из экспертов даже сравнил его шаг с Примаковским ”разворотом над Атлантикой”. Однако, хотя в обоих случаях речь идет о внезапной смене курса — как в переносном, так и в буквальном смысле слова, — но есть и существенная разница.

Решение российского премьера 24 марта 1999 года, в знак протеста против начала натовских бомбардировок Югославии, развернуть свой самолет, на борту которого возглавляемая им делегация РФ следовала в США с официальным визитом, никакого реального влияния на ход мировой политики не имело, так и оставшись ”красивым жестом”.

Тогда как манёвренный зигзаг Ратаса стал, если не для мировой, то для эстонской политики точно, событием без преувеличения знаковым. С момента подписания коалиционного договора, роль главы правительства свелась фактически к публичному толкованию высказываний и действий младшего партнера — партии EKRE, и извинениям за таковые. А еще — к надуванию щёк и принародному выражению активного оптимизма. Например, в случае с запредельным маразмом в виде возни вокруг кресла министра внешней торговли и инфотехнологий.

Такого срама эстонская политика еще не знала, но наш премьер, комментируя способность партнеров по коалиции найти достойную замену оскандалившейся Керт Кинго, высказался с подкупающей прямотой: ”Я абсолютно убежден, что EKRE сделает свой лучший выбор”.

Точно так же можно быть абсолютно убежденным, что опытный шулер-профессионал в нужный момент обязательно вытащит из рукава нужную карту, и это будет его лучшим выбором. Вот только когда, рано или поздно, обман будет раскрыт, как быть тому, кто столь уверенно предсказывал этот выбор?..

А щеки не лопнут?


Герой знаменитого романа Ильфа и Петрова ”Двенадцать стульев” Остап Бендер, затевая очередную аферу, велит своему старшему по возрасту напарнику Кисе Воробьянинову: ”Вы должны молчать. Иногда, для важности, надувайте щеки. (…) Не задумывайтесь. Молчите. И не забывайте надувать щеки”.

Весьма похоже, что в паре ведущих политиков нынешней коалиции роли поменялись, и теперь уже старший по возрасту велит надувать щеки своему младшему товарищу.

Бендер в том дуэте точно был ведущим, чего про Ратаса уже не подумаешь. Формально (пока!) это еще он приглашал к себе министров Марта и Мартина Хельме для разбора полетов над гнездом гендиректора полиции и погранохраны, но кто поручится, что не настанет такой день, когда уже кто-то из упомянутого семейного тандема возьмет да и вызовет к себе на ковер главу кабинета? В шутке про пост премьер-министра в правительстве Марта Хельме становится всё меньше шутки…

Что касается мало-высокохудожественной самодеятельности визионеров из EKRE, то здесь никаких иллюзий быть не должно. Эти ребята валяют дурака на глазах у почтеннейшей публики, руководствуясь простейшим принципом — пусть ругают, пусть насмехаются, лишь бы не забывали. Это их репертуар: прикинуться клоунами, чтобы к ним не относились всерьез, а там, глядишь, под шумок удастся протащить пару-тройку угодных именно им решений или даже законов. А хорошо смеется тот, кто вообще не смеется…

Но вот почему два других партнера по коалиции безропотно терпят все эти ужимки и прыжки? Впрочем, с ”Отечеством” тоже всё более-менее понятно: это уже уходящая натура. Грядку Isamaa безоговорочно и, судя по последним опросам, уже необратимо заняли и успешно возделывают растениеводы из EKRE. Им отечественики пока нужны для простого арифметического большинства.

В этой связи, кстати, жаль втуне пропадающего мандата Виктории Ладынской-Кубитс, чьи усилия уж абсолютно точно не делают Isamaa более привлекательной в глазах русскоязычных избирателей, а сама депутат только теряет популярность в этой среде. Судя по всему, настало время ей принять правильное решение, и уверен, что если она сменит партбилет или вовсе перейдет в стан беспартийных, ни один нормальный человек не назовет это отступничеством. Вовремя пересесть с тонущего корабля в спасательную шлюпку — это не предательство, а поступок здравомыслящего человека. Тем более, если ты не капитан, который обязан это сделать последним…

Но вот позиции Центристской партии и ее лидера все-таки еще вызывают какое-то недоумение. Или уже не вызывают? Или премьерское кресло и в персональном, и в коллективном сознании этой политической организации достойно того, чтобы ради обладания им следовало бы отказаться от прав первородства?

…Рейтинги, конечно, не истина в конечной инстанции. Но замеры общественного мнения о партиях раз от раза указывают на стойкую тенденцию, которая уже по-настоящему тревожит: ребята, а за тех ли мы голосовали?!

Поделиться
Комментарии