Вместо открытия олимпиады я смотрел новости, пытаясь понять, что происходит на Кавказе. Мое состояние в те дни лучше всего описал в своем ЖЖ писатель Евгений Гришковец: "Последние несколько дней при любой возможности включаю телевизор и смотрю, смотрю практически одни и те же репортажи, переключаясь с канала на канал. И ничего не могу понять. Понятно, что там происходит ужас… Раньше, чтобы разобраться в чем-то, смотрел BBC и CNN. Сейчас это не помогает, а скорее наоборот".

Вот и мне было непонятно, что же происходит. Пытаясь разобраться, я начал просматривать огромное количество СМИ и оказался на фронте информационной войны. Где-то недалеко от меня воевало небольшое подразделение, выстреливая каждый вечер свои почти 20-минутные блоки новостей.

8 августа, Первый Балтийский Канал (ПБК), новости Эстонии.

ПБК начал освещать конфликт на Кавказе видеорядом из Южной Осетии, голос за кадром говорит, что из зоны конфликта поступает противоречивая информация, есть жертвы. Саакашвили объявил мобилизацию, чтобы спасти страну. Далее, после пятисекундного пересказа заявления российского посольства, идет почти минутное интервью с Зурабом Маршания, чрезвычайным и полномочным послом Грузии в Эстонии. Господин посол начал со слов "с началом широкомасштабной российской агрессии". И развивая свою мысль, продолжил говорить о бомбардировках российскими ВВС грузинских населенных пунктов, подчеркнув, что многие из них находятся далеко за пределами Южной Осетии. Затем голос за кадром сказал, что, по словам посла, Грузия всегда готова вернуться за стол переговоров, о чем свидетельствует объявленное грузинской стороной временное прекращение огня, чтобы люди могли покинуть блокированный Цхинвал.

И сразу же, как бы на одном дыхании, нам говорят, что помощь в построении демократического государства в Грузии — одна из приоритетных задач внешней политики Эстонии. Далее показывают интервью с министром иностранных дел Урмасом Паэтом и депутатом Рийгикогу, председателем комиссии по делам ЕС Марко Михкельсоном. Первый говорит о мирных переговорах, второй о том, как Россия бомбила грузинские населенные пункты, где погибли граждане Грузии, и что действия Грузии есть акт защиты.

И снова голос за кадром: "Если до начала заседания парламентской комиссии члены Рийгикогу говорили о ситуации вокруг Южной Осетии, то уже после заседания о вооруженном конфликте Грузии и России". Комиссия приняла резолюцию с требованием к России прекратить агрессию против Грузии. В заключении Свен Миксер, председатель комиссии Рийгикогу по международным делам, говорит, что Россия нанесла удары по военным объектам в Грузии.

11 августа, ПБК, новости Эстонии.

Ни слова о том, что же все-таки происходит в Южной Осетии. Начали с репортажа о митинге в поддержку Грузии. В нем показали активистов Ночного Дозора, стоящих у посольства Российской федерации. Дмитрий Линтер в своем интервью говорит, что Грузия агрессор и в Южной Осетии происходит геноцид осетинского народа. Затем как бы в противовес словам Дмитрия показали интервью очень взволнованного председателя эстоно-грузинского общества Яши Коршубадзе, который говорил о российских бомбардировках территории Грузии. Дальше пошел видеоряд обстрела грузинами Цхинвала и кадры из Южной Осетии, в которых люди оплакивают своих близких, разрушенный город. Голос за кадром цитирует эстонских политиков, говорящих об агрессии России против Грузии.

Затем показали два интервью. Первое с членом парламента Марко Михкельсоном, который пугал дальнейшей агрессией России, против Грузии и не только против нее. Второе с депутатом Рийгикогу Владимиром Вельманом, который говорил о развернувшейся в СМИ пропагандистской войне. И предлагал сначала разобраться в ситуации и только потом делать громкие заявления.

Снова кадры из зоны конфликта. Голос за кадром озвучивает прогрузинскую позицию эстонских политиков. А затем комментарий, из которого следует, что официальная позиция ЕС может быть не столь радикальной, как эстонская.

Следующий сюжет — пресс-конференция в российском посольстве. Сначала ведущий говорит, что осетинский кризис поставил посольство РФ в неудобное положение и западные страны резко осудили действия России. Пошел видеоряд, показывают посольство снаружи и внутри. Голос за кадром объясняет, что действия России кроме Эстонии осуждает только Польша, Литва и Латвия и что совместное заявление этой четверки вызвало резкую реакцию российского МИДа. Оказывается, позицию лидеров стран бывшего восточного блока разделяют все СМИ.

Далее показали 10-секундный спич посла Российской Федерации в Эстонии Николая Успенского, в котором говорилось о том, насколько необъективно и однобоко подается информация в ряде западных СМИ. Но далее голос за кадром говорит, что изменить ситуацию российскому посольству практически невозможно, так как информация идет противоречивая и доверять ей сложно. Затем снова говорит посол, разъясняя присутствующим российскую позицию. И я во второй раз на ПБК услышал о происходящем в Южной Осетии. Я услышал, что конфликту уже 17 лет и что Грузия осуществила агрессию против непризнанной республики Южная Осетия.

Однако, по мнению авторов сюжета, разубедить эстонских журналистов послу не удалось. И дальше следует рассуждение журналиста ПБК о развернутой пропагандистской войне, в которой рядовому зрителю разобраться совсем непросто и официальным заявлениям трудно доверять. Все эти рассуждения идут под видеоряд с кадрами российского посольства и российского флага. Интересно, а на фоне замка Тоомпеа или серого здания на Кентмани с звездно-полосатым флагом как бы выглядели эти рассуждения?

12 августа, следующий выстрел новостей для Эстонии от ПБК.

Шестой день войны. Показывают прогрузинский митинг на Тоомпеа, где уже господин Лаар снова пугает планами России относительно Грузии и всего остального мира. Видны антироссийские лозунги и коллаж портретов Путина, Гитлера, Сталина. И опять слышно "Россия — агрессор". Кто-то что-то кричит с российским флажком, его куда-то уводит полиция. А что же он кричал и куда его увели — непонятно. Голос за кадром цитирует заявление Центристской партии. Дальше интервью с депутатом Рийгикогу от той же партии Айном Сеппиком, он говорит, что Центристская партия призывает сначала разобраться в ситуации, а потом делать заявления. С его слов становится ясно, что кроме Эстонии, так громко Россию еще никто не осуждал.

Затем следует интервью со спикером парламента, ей не нравится, что за пределами России живет 30 миллионов российских соотечественников, которых Россия хочет и может защитить. После интервью со спикером голос за кадром предупреждает о негативной реакции со стороны России на очередное заявление Эстонского парламента.

Затем ведущий новостей информирует нас о перемещении самолета президента Польши Леха Качиньского, мне почему-то вспомнилась программа ВРЕМЯ. Интересно, что самолет с пятью пассажирами долетел-таки до Тбилиси. И этим пассажирам удалось встретиться с президентом Грузии.

Следующий сюжет, голос говорит, что в Таллинн прилетели люди из зоны гуманитарной катастрофы и вот от них-то мы точно узнаем, что же на самом деле происходит. Но и они не могут прояснить ситуацию, понятно только одно — идет война. В последнем интервью звучит фамилия Кокойты и оказывается, он настоящий зверь и мафиозник, журналист подсказывает — бандит, да, соглашается тот, кто дает интервью, Кокойты бандит.

И последний репортаж этого дня, посвященный войне в Грузии, в нем говорится о расколе в эстонском обществе и о том, что политикам надо быть осторожней в своих высказываниях.

13 августа, ПБК, новости Эстонии.

Два аналитических репортажа про жесткую позицию Эстонии по отношению к России и про позицию ЕС, которая отличается от позиции Эстонии. И опять эстонские политики говорят о том, что Россию надо исключить откуда только возможно и через шесть лет не ехать на олимпиаду. И все эти комментарии идут под видеоряд, в котором нам показывают митинги в поддержку Грузии, грузинские флаги и антироссийские лозунги. Потом ведущий новостей говорит о том, что сегодня в России был день траура. Передают слова благодарности посла всем тем, кто принес цветы к посольству России. Но не показывают ни цветов, ни свечей.

14 августа, ПБК, новости Эстонии.

И снова антироссийское мнение эстонских политиков и ничего о реальной ситуации в Грузии. План Саркози не отражает позицию эстонских политиков. Почему этот план оставляет право России на применения силы для установления мира. И почему вообще Россия вдруг миротворец, а не агрессор? Не понятно. Опять показывают грузинские флаги, говорят, что Ансип посетил грузинское посольство и выразил свои соболезнования по случаю траура, объявленного Грузией. Даже показали его подпись в книге соболезнований.

Следующий репортаж посвящен исследованию социологов, в котором говорится, что общество в Эстонии расколото и это потому, что русские смотрят не те новости. Затем нам рассказали, но не показали о встрече представителей грузинской и осетинской общин Эстонии, которые призвали к выдержке и толерантности и просили не спекулировать на трагедии двух народов (чем и занимались цитируемые всю неделю на ПБК эстонские политики). Затем репортаж об эстонском Красном кресте, который организует сбор пожертвований для пострадавших в Грузии и Южной Осетии. И на этом новости, относящиеся к войне в Грузии, закончились.

Не показали митинг в поддержку Южной Осетии и миротворческой операции России. Вот где можно было показать российские и осетинские флаги, где можно было поговорить с грузинами и осетинами, которые поддерживают миротворческие усилия России. Почему ПБК это не показал? Также не рассказал об инициативе Списка Кленского по сбору пожертвований в помощь Южной Осетии.

Мое мнение.

ПБК давно принял к сведению выводы социологов о том, что русские в Эстонии смотрят не те новости и получают не ту информацию. И ПБК стал на защиту гражданского мира, точнее, на защиту гражданского спокойствия коренного, исключительно эстонского населения Эстонии. Всю неделю новости ПБК показывали нам грузинские флаги, рассказывали мнения эстонских политиков и тех, кто это мнение поддерживает. Только два раза я услышал иное мнение, но мне точно объяснили, что этому мнению не стоит доверять, так как сами журналисты разделяют другую точку зрения.

Фраза "поставил в неудобное положение" — это субъективное мнение журналиста или объективный факт? В неудобном положении чувствует себя исключительно виновный, но такого чувства я за Россией и тем более за ее зарубежными представительствами за время миротворческой операции в Грузии не наблюдал. А Кокойты бандит — это мнение ПБК или домысел журналиста? Я полностью верю, что ПБК разделяет правильную точку зрения — точку зрения старшей сестрички Кондолизы. Интересно, а эта точка зрения схожа с мнением первого российского канала, логотипы которого использует ПБК?

Вот вам пример информационной войны. Войны, которую проиграли еще 12 августа такие монстры как CNN и Fox News, когда 93% людей, опрошенных интернет-сайтом CNN, сказали, что происходящее в Грузии это миротворческая операция России. Но об этом, как и о том, что же все-таки произошло в Южной Осетии, ПБК не сказал. Ведь главное — это подать правильные новости.

Вместо олимпиады мы получили войну, развязанную не совсем здоровым человеком, подстрекаемым политиками с другого континента. Я скорблю о тех грузинах и осетинах, которые безвинно погибли в очередной кавказкой бойне. Трудно сказать, кто прав, кто виноват в нынешней войне. Но стоит посмотреть на президентов России и Грузии, чтобы понять, у кого из них в этом конфликте "рыльце в пушку".

Поделиться
Комментарии