Молчанка подтверждает опасения оппонентов СОРСЭ насчет келейности ее деятельности, управляемости этой организации из Москвы, а также бюрократизации российского чиновничества в решении проблем соотечественников. Создается впечатление, будто в "белокаменной" уверены в своей осведомленности о ситуации с соотечественниками в Эстонии и потому намерены лишь направлять в Таллинн директивы.

В России, наверное, убеждены, что ставка на этот союз есть меньшее из двух зол. Второе зло — это вариант с самоинициативой наших соотечественников. Что верно, то верно, местные русские никогда не создали бы свою, одну организацию, в чем кровно заинтересована Россия. Москва "сыта" спорами и конфронтацией между местными амбициозными политиками и лидерами организаций русскоговорящего населения, которые считают себя единоличными лидерами русского меньшинства Эстонии. Это мешало России оказывать конструктивную помощь. Впрочем, в этом виновна и сама Москва, да и российское посольство в Таллинне, которые всегда делали ставку лишь на одну из соперничающих сторон русской политической элиты.

Признавая право Москвы иметь дело с одной-единственной организацией соотечественников, трудно понять, почему нельзя считаться с предложениями и инициативами оппонентов, которые не вошли в СОРСЭ? К тому же естественным было бы, если Москва аргументированно отказывала, и лучше публично, авторам нереальных или неустраивающих "ее" предложений. Такой подход устранял бы недоверие и подозрительность. В прошлом году в русских СМИ и письмах в посольство РФ в Таллинне было выдвинуто немало хороших инициатив, но многое осталось за кадром, да и не спешит российская сторона реализовывать предложения "снизу". Отчего такое отношение?

Показательна реакция Кремля на июльский инцидент в Палдиски. Эстонская сторона на этот раз, безусловно, попала в пренеприятнейшее положение, но пикировка двух стран приобрела исключительно политический характер, что в данном случае оказалось выгодным России. Другой раз на коне окажется Эстония. Защита "своих" или возражения против этого превращаются не в цель, а в способ межгосударственного противостояния. Русские Эстонии становятся предметом политического торга, от которого им ни холодно, ни жарко.

Конечно, хорошо, что Россия выступила в защиту своих граждан в Палдиски, как это делают в любой точке мира США. Но пострадавшие в Палдиски почувствовали бы себя реально защищенными, если на подмогу пришли бы юристы, которые помогли бы в составлении исковых заявлений против миротворцев, при необходимости и в возбуждении уголовных дел. Если помимо политических выпадов такой "десант" юристов был бы "выброшен" в Палдиски, да еще и профинансирован Россией, то возможно кое-какие дела дошли бы и до судов. С выигранным делом можно и к Европе апеллировать — тут судебное решение ценится куда больше, чем политические реляции. Кто должен был позаботиться о правовой помощи соотечественникам в Палдиски? Конечно, в первую очередь СОРСЭ, но и он ограничился политическим жестом — обращением к членам правительства ЭР.

Между тем, уже не один год обивает пороги российского посольства директор адвокатского бюро "Маркус" Александр Кустов, предлагая (да нет, навязывая) свои услуги по созданию поддерживаемого Россией Центра правовой помощи, и не только русскому населению Эстонии. С идеей все соглашаются, но подвижек нет. Также как и в случае с тартуской организацией соотечественников — наверное, потому, что ее лидеры критикуют работу Эстонско-российской промышленной палаты за игнорирование русских бизнесменов в нашей провинции.

При всем при том, много лет на датские деньги в Таллинне успешно действует Общественный Центр информации по правам человека. В этом году посольство Великобритании в ЭР объявило о выделении более миллиона эстонских крон для подготовки местных русских студентов-журналистов в Тартуском университете. Запад прекрасно понимает, что в будущем их помощь так или иначе окупится. Думают ли об этом в Москве? И если да, то не долго ли?

Увы, беды начинаются именно с того, что отсутствует смычка между "Москвой" и местными российскими соотечественниками. Вместо последних появилось формальное образование — СОРСЭ, который призван в основном озвучивать волю российских госчиновников. Но отчего Союзу объединений соотечественников не провести для начала тематические "Круглые столы" по проблемам оказания той же юридической помощи русскому населению, комплексного содействия местным русским бизнесменам, защиты и развития школ, пока еще с русским языком обучения… Запевалами таких обсуждений должны быть не политики, а специалисты своего дела: юристы, экономисты, учителя…

Наконец, о гласности. Газета "Молодежь Эстонии" начала благое дело — раз в неделю издает приложение "Соотечественник". Впрочем, пока оно декларативно, да и содержание оставляет желать лучшего. Логично было бы, с моей точки зрения, ожидать переговоров о выпуске независимого "Соотечественника" в виде вкладыша и другими русскими печатными СМИ. Обмен мнениями мог бы состояться и в отношении других предложений о совместной деятельности. Логично, что инициатива при этом будет исходить не от главного редактора "МЭ" Аркадия Присяжного, а председателя правления СОРСЭ Аркадия Присяжного.

Поделиться
Комментарии