Явка в Донецкой и Луганской областях была самой низкой по Украине. В Донецкой области проживают 3,5 миллиона граждан, а проголосовать смогли лишь около 900 000 тысяч. Часть людей проживают в так называемых ЛНР и ДНР. Часть людей выехала, а в некоторых местах Донецкой и Луганской областей выборы вообще не проводили. Например, в прифронтовых городах их отменили. В частности, выборы не проводились в Артемовске.

В Луганской области такая же ситуация — выборы проводились в Лисичанске и Северодонецке, но в других городах, например, в Станице — только в районах.

Было непонятно, по какому принципу выборы в этих областях организованы. Информации избирателям не хватало. Никто не разъяснял списки кандидатов, их не было в открытом доступе. Зачастую люди приходили на избирательные участки и не знали, кто эти кандидаты. Если у избирателей были знакомые среди кандидатов — за них и голосовали. Или за тех, кого знают по предыдущим выборам. Толковой агитации не было.

По моему мнению, на прифронтовых территориях проводить выборы было не нужно. Об этом ранее говорил и глава Военно-гражданской администрации Луганской области Георгий Тука. Он объяснял, что среди жителей прифронтовых территорий немало сторонников сепаратистов, большинство из которых за свои преступления до сих пор не наказаны.

На самом деле выборы на этих территориях ничего не изменили. В Счастье, например, действовала местная комендатура. Выборов там не было. Теперь они будут подчиняться Военно-гражданской администрации, но эта комендатура и так ей подчинялась, для Счастья ничего не поменялось. В целом по Луганской и Донецкой областям явка была ниже 30%, там, где люди могли проголосовать.

Что касается предварительных результатов, выбрали всех тех, кого выбирали в прошлый раз — кандидатов от ”Партии Регионов”, которые на этот раз шли на выборы от других партий. ”Блок Петра Порошенка” и ”Батькивщина” показали высокий результат благодаря тому, что представили наибольшее количество кандидатов. Например, в Лисичанске из 90 кандидатов 60 были представлены партией президента "Солидарность".

В Старобельске Луганской области, это почти на границе с Россией, участки открылись, бюллетени были правильные, но люди не пришли голосовать.

На центральном участке было пусто весь день. Люди на улицах, кого я расспрашивал, почему они не голосуют, говорили мне : ”Мы вообще не в курсе, зачем нам это нужно”. В час дня явка была ниже 9%.

В соседнем Сватово выборы отменили к обеду, так как обнаружили, что на всех бюллетенях не хватало какой-нибудь одной партии. На одном участке не хватало ”Батькивщины”, на других участках — ”Блока Петра Порошенко”. В Сватово выборы будут проводить заново 15 ноября.

В Северодонецке на некоторых участках был зафиксирован подкуп избирателей. Избирателям-пенсионерам выдавали корешки, которые можно было обменять на 200 гривен.

Голосовали в основном пенсионеры. Всем остальным, очевидно, было все равно. Во всяком случае, люди на улицах, кого мы спрашивали, так и говорили. Один водитель мне сказал — ”Какие выборы, сегодня день автомобилиста!”.

Печально. Но давайте не будем забывать, что здесь не так давно закончились боевые действия, очевидно, это для людей важнее. Тут разрушена инфраструктура, в некоторых школах нет стекол, люди живут без воды, без газа. Остро стоит вопрос разминирования территорий. Эти работы займут не один год. Я говорю не о раскрученных городах, как Славянск или Краматорск, где восстановление идет полным ходом, а о населенных пунктах на линии разграничения. Тут совсем другая ситуация.

Поделиться
Комментарии