И на этот раз тоже. В интересах Эстонии, чтобы между живущими здесь людьми и государством существовала бы юридическая и эмоциональная связь, которая затрагивает как права, так и обязанности, означает как лояльность, так и заботу. Важно отметить, что если взрослый человек может решить, есть ли у него интерес официально стать гражданином, то у детей этой возможности нет.

Не будем забывать и о такой важной составляющей гражданства, как безопасность. Чтобы человек мог доверять государству, а государство — человеку. Дети без гражданства — это дети без родины. У них нет причин быть верными государству, которое не принадлежит им, на чей путь они не могут повлиять. И это несправедливо. Поэтому гражданство детей — это первая тема, которой необходимо заниматься. Мы же готовы к этому?

Важный прорыв был сделан в 2015 году, когда воспроизводство неграждан было прекращено изменением закона, которое позволило выдавать гражданство рожденным в Эстонии детям, родители которых являются постоянными жителями Эстонии, но не имеют гражданства ни одного государства. Желанием государства было и остается обеспечить такую возможность родителям, которые растят своих детей в Эстонии и хотят предоставить им все имеющиеся здесь возможности для получения образования, работы и участия в развитии как своей страны, так и всего Европейского союза. После вступления этого изменения закона в силу в 2016 году гражданство Эстонии получили 1330 детей, которые иначе были бы, вероятно, по сей день без гражданства. Отказавшихся от автоматического гражданства всего 25 — и то лишь для тех детей, которые родились до 2016 года. Родители же родившихся после вступления закона в силу детей ни разу не отказались от предоставленного их детям гражданства. Их дети — наши дети.

Перед новым созывом Рийгикогу и следующим правительством стоит нелегкая задача — найти способ, как предоставить гражданство детям всех постоянно проживающих в Эстонии людей, чтобы они не остались без гражданства и не жили бы здесь на протяжении десятилетий с гражданством какой-либо другой страны. Во многих странах законом установлено, что ребенок получает гражданство страны, если его родители-неграждане приезжают жить в эту страну вместе с ним. В Эстонии же такой ребенок согласно нынешним законам остался бы без гражданства. Наиболее же распространены случаи, когда в Эстонии рождается ребенок, например, граждан Украины — в этом случае он получает гражданство своих родителей. Если же ребенок растет в Эстонии, то у него должна быть возможность получить и эстонское гражданство. Это послужит во благо не его родителям, но ему самому и Эстонскому государству.

Это означает возможность растить детей, для которых Эстония будет домом. В противном же случае мы сами создаем в Эстонии ситуацию, при которой одна из общественных групп не связана с нашим государством и обществом. Родители этих детей смогут также быстрее найти общий язык с Эстонским государством. Ребенок же, достигнув совершеннолетия, сможет сам решить, остаться ли гражданином Эстонии или той страны, гражданином которой является один из его родителей.

Гражданством Эстонии интересуются и взрослые. В начале года Министерство внутренних дел запустило программу обучения эстонскому языку, участники которой могут зарегистрироваться на языковые курсы и, успешно пройдя их, ходатайствовать о гражданстве. Согласно исследованиям, владение государственным языком дает иноязычным не только более широкие возможности на эстонском рынке труда, но и прибавку к зарплате — местами в размере до 20 процентов. Кроме того, владеющие эстонским люди являются более общественно активными, поскольку у них есть возможность жить в эстонском медиапространстве — читать эстоноязычную журналистику и участвовать в интернет-дискуссиях.

Еще раз: растущие гражданами Эстонии дети — часть нашего общества. Мы должны прикладывать совместные усилия, чтобы воспроизводство неграждан в Эстонии закончилось. И поэтому хочется пожелать всем причастным сохранять спокойствие и открытость при обсуждении тем, связанных с гражданством, а прежде всего — с гражданством детей.

Поделиться
Комментарии