Перед выборами политики очень сильно хотели вести дебаты на тему безопасности. Потом выяснилось, что в этом вопросе все крупные партии в целом единодушны. Спорить, собственно, было не о чем.

После выборов в центре внимания общественности оказалась весьма острая тема — беженцы. Как ни странно, она не заслужила и пяти минут эфирного времени во время предвыборных кампаний, на которые были потрачены десятки миллионов евро. Зато теперь разразились жаркие споры. Хотя сейчас уже, по большому счету, без разницы, насколько горячими будут дебаты на тему иммиграции.

В конце концов, мы имеем дело не с внутренними эстонскими проблемами, а с соглашением между странами ЕС. И скорее всего Европа будет решать этот вопрос холодно, целесообразно своим интересам и без лишних эмоций. Так что нам нет смысла разжигать ссору внутри Эстонии.

На самом деле, среди крупнейших партий Эстонии уже выработан определенный политический консенсус, который заключается в следующем: политика иммиграции и проблемы беженцев — это центральный вопрос для Европейского союза. И останется таковым еще на долгие годы. А если Эстония сделает вид, что ее хата с краю, то с таким же успехом мы может упаковать чемоданы шести евродепутатов и гордо покинуть Европейский союз. Нет смысла сидеть за столом, если нам нечего сказать.

С таким посылом премьер-министр Таави Рыйвас и отправится на заседание Европейского совета, где постарается добиться, чтобы Эстония приняла как можно меньше беженцев и подпишет все то, о чем договорятся ”старшие” по Европе. И это правильно.

Теперь давайте поговорим о проблемах, которые на самом деле что-то значат для эстонского народа. Главная проблема нашей страны в том, что она бедна и наши люди бедны.

А в ближайшее будущее нам не светит экономический рост, который мог бы существенно изменить это положение. Нам никогда не достичь уровня благосостояния Финляндии и Швеции до тех пор, пока наша экономика не сможет расти существенно быстрее, чем экономика этих стран.

С точки зрения экономической политики мы в незавидном положении. У нас нет возможности проводить большие стратегические реформы. Потому что большинство партий, представленных в парламенте, не видят необходимости их проводить. Но для выполнения дорогостоящих обещаний социального толка необходимо откуда-то брать деньги.

В результате мы будем и дальше укреплять бедность. Людям с детьми дадут чуть больше денег. Для других понизят ставку социального налога на 1%. Третьим вернут часть налогов. Одновременно повысятся налоги и акцизы, в результате чего у всех вышеперечисленных групп людей отберут те же деньги.

Поскольку такая политика лишена всякого смысла, а люди не хотят нового повышения цен (за прошедшие 8 лет цены в Эстонии выросли почти на 40%, а налоги и акцизы повышали 20 раз), партия, создавшая нынешнюю коалицию, расплатилась собственным политическим капиталом — рейтингом!

Что нам с рейтинга Партии реформ? Как бы странно это ни звучало, но он важен для экономики страны. Считается естественным, что вступающее в должность правительство старается провести в жизнь крупные реформы как можно быстрее. Одна из важных причин для спешки заключается в том, что для продавливания непопулярных реформ нужен политический капитал. Если нынешнее правительство променяет свой политический капитал на повышение акцизов, то ни на что большее его уже не хватит.

Премьер-министр не осмелится в будущем выступить со спорным предложением. В противном случае он рискует тем, что в один прекрасный день товарищи по партии будут его оскорблять в президиуме, сместят с должности, и отправят в отставку, как некогда отправили Никиту Хрущева. А Таави Рыйвас вряд ли хочет сажать помидоры на даче.

Существует еще одно препятствие. Самое важное. Ведь, казалось бы, если народ хочет, а государству нужны реформы, то почему бы их не провести? Почему же вместо этого устраиваются игры с налоговыми процентами?

Проблема в том, что ответ на вопрос ”Как увеличить экономический рост в 3-4 раза?” будет крайне неприятен для эстонской политической элиты.

У Эстонии ни в ближайшей, ни в среднесрочный перспективе нет никакого стратегического преимущества кроме расположения. Но для того, чтобы получить пользу от своих географических координат, нужно восстанавливать отношения ”сами знаете, с кем”.

А поскольку на государственном уровне общаться ”сами знаете, с кем” нельзя, то лучше продолжать спорить о том, даст ли нам что-то понижение социального налога на 1% (ответ известен заранее — не даст!) или о том, принимать ли нам беженцев или нет (ответ известен заранее — мы не хотим, но примем!).

Единственное, чего я не понимаю, так это того, зачем повышать ставку налога для гостиниц? Ведь если мы не хотим делать бизнес ”сами знаете, с кем”, так хоть туристов ”сами знаете, откуда” мы до сих пор принимали. Кто-нибудь может мне объяснить, зачем же собственноручно отдавать даже те небольшие деньги соседям?

Поделиться
Комментарии