Абхазия вполне способна развиваться как независимое государство, чего не скажешь о Южной Осетии — такой вывод озвучил на своей пресс-конференции, прошедшей в агентстве РИА-Новости известный экономист и политолог, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По словам Делягина, признание Россией независимости двух республик — это "маленькое чудо": "Еще в начале 20-х чисел августа люди, отвечающие за принятие решений, не то что отрицали такую возможность, но просто в нее не верили". Теперь обе республики становятся своего рода "витринами России", по которым "весь мир будет судить о том, что бывает с союзниками России — хорошо ли дружить с Россией или дружить с Россией крайне вредно для здоровья".

При этом на карту поставлено многое: по мнению Делягина, если России удастся создать в Южной Осетии "витрину процветания", это автоматически ослабит грузинский режим, лишив его возможности повторения агрессии через несколько лет. "Если же Россия сохранит Южную Осетию в качестве "витрины убожества", которая будет уступать по условиям жизни и уровню жизни даже бедным районам Грузии, то она тем самым докажет свою несостоятельность и сплотит грузинское общество против себя", — говорится в аналитическом докладе возглавляемого Делягиным института, отрывки из которого были озвучены в ходе пресс-конференции.

По словам Делягина, основными локомотивами развития Абхазии могут и должны стать такие отрасли, как курортная индустрия, развитие технологичных производств, а также оффшорная деятельность в интересах российского бизнеса. При этом потенциал развития Абхазии в этих трех направлениях Михаил Делягин оценил так: "Абхазия — при приложении усилий со стороны России — в плане курортном, в плане туризма и в плане недвижимости может стать новой Черногорией, в плане технологий может стать со временем если не новой Дубной, то новыми технопарками, а в плане оффшоров — новым Кипром".

Южная Осетия же, по его словам, не имеет достаточного потенциала для развития в виде независимого государства и неизбежно будет присоединена к России: "Что касается Южной Осетии, то я думаю, что перспектива — это воссоединение осетинского народа в рамках Российской Федерации". "Я не очень понимаю, почему нужно ждать повышения уровня жизни в Южной Осетии, почему этого нельзя сделать сразу, но то, что Южная Осетия частично включена в бюджетную систему Северной Осетии — это шаг в правильном направлении, который свидетельствует о том, что перспектива такого рода существует и на федеральном уровне в России", — заметил эксперт.

Пока же проблему представляет и фактическое отсутствие государственных институтов в Южной Осетии — по словам Делягина, "есть люди, но нет институтов". При этом, считает он, "это не плохо, если иметь перспективу воссоединения осетинского народа, но это большая трагедия, если учесть, что это воссоединение произойдет не завтра. Как минимум, нам придется там налаживать финансовый контроль".

Такой контроль тем более важен, что в Южную Осетию уже поступают в больших объемах средства российского федерального бюджета. При этом одним из основных российских проектов в Южной Осетии должна стать военная база в Джаве, которая потребует создания соответствующей инфраструктуры, а также восстановление местной промышленности и сельского хозяйства, которое за последние 15 лет постепенно пришло в упадок. В качестве примера подобного упадка Михаил Делягин привел тот факт, что в нынешнем году площадь посевов пшеницы в республике выросла более чем в 10 раз — со 130 до 1500 га. Однако причиной такого роста стало то, что правительство Южной Осетии наконец решило закупить мельницу, чтобы молоть урожай пшеницы на месте и отказаться от завоза извне муки, которая в два раза дороже, нежели местная. Кроме того, подобный импорт сдерживал развитие местного сельскохозяйственного производства. "Тот факт, что такая ситуация существовала 18 лет, и только через 18 лет кому-то пришло в голову ее изменить, достаточно внятно характеризует уровень государственного управления", — скептически заметил Делягин.

Также, по мнению Михаила Делягина, обе республики могут стать своеобразными полигонами, на которых могут быть отработаны методы и пути модернизации государства для последующего применения в самой России.

Есть и негативный сценарий. В случае с Абхазией это т.н. "стихийное развитие", при котором страна хоть и остается независимой, но превращается в придаток России и не может полностью использовать имеющийся потенциал. "Она будет независимой, она будет нормально жить — она будет жить лучше, чем сейчас. Но тот потенциал, который есть сейчас, будет использован, как при неудачном гидроразрыве пласта — процентов на 20, а остальные 80 будут угроблены", — считает эксперт.

В случае же реализации негативного сценария в Южной Осетии последствия могут быть еще более печальными. По словам Делягина, "в случае негативного развития событий это будет даже не Северный Кипр — Северный Кипр контролируется турками весьма жестко. Это будет территория просто с отмыванием денег. Просто дикая, безысходная, вымирающая территория, и никакие десятки миллиардов рублей на модернизацию инфраструктуры, никакая военная база не помогут".

Поделиться
Комментарии