Бронзовый солдат, казалось бы, давно и прочно определен на Военное кладбище. И вспоминают о нем как о политической «фигуре» только по праздникам.

«Забронзовели» теперь все столкновения русских с полицией конца апреля 2007 года. Даже оскорбления нарвитянином Юрием Магеровым сотрудников полиции и КАПО приобрели политический подтекст. Но дело ведь не в очередном судебном разбирательстве, а в ярлыке – «бронзовый». Поскольку призрак «бронзы» по-прежнему бродит по Эстонии, общественности время от времени – чтобы держать в политическом тонусе – предъявляют новые пугала – околоапрельских персонажей. Так что при случае из тлеющих углей будет нетрудно раздуть пламя национальной ненависти. Пока лидером возмущенного спокойствия остается организация Ночной Дозор, которая утратит маргинальный статус, если ее локомотив, Димитрий Кленский, станет депутатом Европарламента. Для уличного политика и полузапрещенного журналиста это было бы венцом правозащитной деятельности. И у Кленского неплохие шансы, в отличие от многих «кабинетных» кандидатов, благодаря безусловной узнаваемости и ореолу непримиримого борца-бессребреника, но по этим же причинам Кленский - слишком неформатный кандидат, выбивающийся из списка.

Европейские выборы дают возможность обкатать свою программу и набрать политические очки перед местными выборами. Например, агитирующим за директора Центра информации по правам человека Алексея Семенова, оказавшего юридическую помощь членам Ночного Дозора в горячие дни после „бронзового“ бунта, чья кандидатура в депутаты в Европарламент обсуждалась в комментариях к статье Сергея Середенко «Евровыборы: оптимистичный подход». Здесь, продвигая малоизвестных широкой аудитории людей, важно не скатиться в снобизм: «Если ты, читатель, прожил в Эстонии последние двадцать лет и не знаешь директора Центра информации по правам человека Алексея Семенова, то значит, что на глобусе есть еще какая-то Эстония, которая не здесь…» и объяснять и в 25-й и в 1001-й раз, почему одно лицо меняем на другое. Кроме того, несколько странно примерять пусть того же Семенова на должность евродепутата, когда, по словам самого г-на Середенко, последний сознательно ушел из политики и его еще надо уговаривать на участие в предвыборной гонке.

Евровыборы и последующие за ними выборы в органы местного самоуправления могли бы стать выборами надежды. На прошлых европейских выборах явка составила менее 30%: общество было равнодушно, европейские дела казались бесконечно далекими, расширение европейской „семьи“ выглядело утопией; и, если в отношении эстонцев можно было что-то ловить, для русских подразумевались ничтожные крохи и робкая надежда, что при европейцах эстонские власти будут проводить более мягкую „интеграционную“ политику.

До июня достаточно времени, чтобы заинтересовать русского избирателя и провести „нашего“ депутата в Европарламент, а не погрязнуть по привычке в склоках: поделиться на своих и чужих, своим щедро раздать кредиты доверия, с чужими интриговать под ковром. Обыватель как обычно не поймет всей тонкости этих игр и проголосует ногами – мимо избирательного участка.

Поделиться
Комментарии